Иудаизм и контрацепция

Иудаизм - национальная религия еврейского народа. Рождение детей в иудейской семье рассматривается как исполнение заповеди "плодитесь и умножайтесь", которая понимается в иудаизме как заповедь об умножении еврейского народа. В традиции иудаизма эта заповедь считается данной мужчинам. Авторитетные тексты иудаизма разрешают женщинам в определенных случаях использовать контрацепцию. Иудаизм в целом допускает ограниченное применение контроля рождаемости, хотя рождение детей очень ценится после массового истребления евреев во время Холокоста. Современные направления иудаизма неодинаково регламентируют случаи допустимости использования контрацепции и выбор ее методов.

Сексуальные отношения и брак

еврейская свадьба
Еврейская свадьба (рисунок)

Традиция иудаизма не выделяет рождение детей в качестве основной цели брака. В отличии от христианской традиции, иудаизм не ассоциирует сексуальность с грехом и не рассматривает воздержание как превосходящее состояние, а секс - как необходимость продолжения рода. В иудейской традиции целью брака является прежде всего единение супругов. Такое понимание основано на словах Торы[см. примечание (далее - прим.) 1]: "покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой" (Берейшит/Бытие 2:24). Целью сексуального союза в иудейской традиции является интимная близость сама по себе. При этом сексуальное удовлетворение жены является даже обязанностью мужа, согласно заповеди: "ее пропитания, облачения и супружеского общения с нею [букв. совокупления] не должен лишать ее" (Шмот/Исход 21:10)[1][2][3]. Эта обязанность мужа вступать в сексуальные отношения с женой называется в иудаизме "мицва онах" (транслитерация на английском языке с иврита: mitzvat onah).

 

Хотя деторождение не считается в иудаизме основной целью брака, иудаизм традиционно ожидает, что в еврейской семье будет исполнена заповедь об умножении народа "плодитесь и умножайтесь". Однако, эта заповедь  рассматривается в иудейской традиции обращенной к мужчинам[1][2][3][4][5]. Строго говоря, заповедь рождения детей в традиции иудаизма вообще не обращена к женщинам. Некоторые иудейские авторы объясняют отсутствие такой заповеди для женщин тем, что женщины естественным образом склонны иметь желание рождать детей[1]. Вместе с этим, отсутствие такой заповеди для женщин служит в иудейской традиции аргументом в пользу допустимости, когда это необходимо, применять контрацепцию женщинам[5].

Талмуд и раввинистическая традиция

Количество детей

Гиллель и Шаммай
Гиллель и Шаммай (рисунок)

Интерпретируя Тору, иудейские законоучителя рассматривали, в каком случае заповедь "плодитесь и умножайтесь" можно считать исполненной[5]. Школа крупного иудейского мудреца Гиллеля (годы его жизни: конец 1 в. до н.э. - начало 1 в. н.э.) учит, что эту заповедь можно считать исполненной, когда в семье родился один сын и одна дочь[1][4]. Но возникает вопрос, как много нужно рождать детей, если они рождаются одного пола? Некоторые раввины считают, что в любом случае рождения троих детей достаточно. Однако, другие раввины считают, что, если в семье родилось несколько мальчиков, заповедь не будет полностью исполнена, пока не родится хотя бы одна девочка[1].

 

Школа другого известного иудейского мудреца Шаммая (годы его жизни: 2-я пол. 1 в. до н.э. - начало 1 в. н.э.)[см. прим. 2] учит, что для исполнения заповеди достаточно родить двоих сыновей[4]. В традиции иудаизма также содержится текст Мишны и Тосефты Йевамот[см. прим. 3], где говорится, что для исполнения заповеди достаточно родить двух детей любого пола[3].

 

Мнение Гиллеля и его школы исторически было закреплено в Галахе[4][см. прим. 4], поэтому ортодоксальные иудеи используют эту трактовку[2]. Неортодоксальные иудеи могут использовать также другие трактовки.

Онан

Единственное место в Торе, которое традиционно рассматривается как осуждение отказа зачать ребенка, - это прерванный половой акт Онана, который изливал сперму на землю, чтобы в нарушение закона левирата предотвратить рождение ребенка для своего умершего брата. На основании этого эпизода (а также на основании заповеди "плодитесь и умножайтесь") Талмуд строго осуждает "излияние семени" мужчин "впустую" или "расточение семени" (hashatat zera или hashchatat zera) и запрещает использовать контрацепцию мужчинам[1][2][4][5][6][7].

Контрацепция в иудаизме в древности

Механическая контрацепция в древности

Изучение Талмуда (художник Авраам Адольф Берман)
Изучение Талмуда (художник Авраам Адольф Берман)

Однако, в Талмуде [см. прим. 5] указаны случаи, в которых могут или должны применять контрацепцию женщины (одни комментаторы считают это допустимым, другие - необходимым в определенных случаях). Талмуд предписывает женщине пользоваться своего рода вагинальным контрацептивным устройством того времени в случае, если она несовершеннолетняя или беременна или кормит младенца (Йевамот [Yebamot], 12b, 100b; Ктубот [Ketubbot], 39a; Недарим [Nedarim], 35b; Нидда [Niddah], 45a)[2][7][8][9][10][11]. Пассажи Талмуда об этом называются "Барайта трех женщин" (англ. The Beraita of the Three Women)[4][5][6].

 

Предписание об использовании контрацепции несовершеннолетними следует понимать с учетом эпохи написания текстов: в ту историческую эпоху девушки гораздо раньше выходили замуж (во всех культурах, не только в иудейской), чем сейчас (когда сексуальные отношения с детьми в раннем подростковом возрасте запрещены во многих странах, включая Израиль). Возраст несовершеннолетней девушки, которая может забеременеть, считался талмудистами с 11 лет (к 11 годам добавлялся один день). Совершеннолетие девочки (религиозное, не современное гражданское) в иудаизме наступает в 12 лет (к 12 годам добавляется один день). Но ранняя беременность, тем более, в отсутствии современной медицины, была опасна для жизни. Авторы талмудических текстов предупредили, что зачатия до совершеннолетия можно или даже необходимо избегать, чтоб девушка не умерла[4][8][9][10][11]. Однако, в традиции своего времени они не рассматривали сексуальные отношения в таком возрасте недопустимыми, поэтому указали пользоваться контрацептивными устройствами.

 

Предписание о контрацепции для беременных было сделано авторами талмудических текстов с целью избегать второй беременности (суперфетации), которая бывает очень редко (в современной гинекологии известно лишь 11 зафиксированных случаев). Однако, древние иудейские мудрецы знали о таком явлении и о том, что при этом второй плод может подавить первый (это закончится выкидышем), и предупредили о нужде в контрацепции на этот случай[4][8][9][10][11]. В современной медицине есть много средств для помощи беременным, включая УЗИ и кесарево сечение, которые позволяют детям рождаться в таких необычных случаях, но в древности не было этих возможностей.

 

Кормящим младенца женщинам предписывалось пользоваться контрацептивными устройствами для того, чтобы в случае новой беременности они не прекратили кормить ребенка раньше времени, поскольку в древности в отсутствии альтернативного питания ребенок умер бы от голода[4][8][9][10][11].

 

Контрацептивные устройства, о которых говорят талмудические тексты, конечно, были далеки от современных методов контрацепции, но это был способ контрацепции, соответствующий историческому времени. На иврите в отношении этого устройства употреблено слово "мок" (в английском языке с иврита слово транслитерируется как mokh или moch), что буквально переводится как "расчесанные волокна льна", то есть определенный вид пессария, представлявший собой, по-видимому, впитывающий тампон[9].

Раши
Раши

Средневековые раввины (ришоним) расходятся в интерпретации того, каким образом использовался этот тампон. Согласно авторитетному комментатору Талмуда Раши (1040-1105)[см. прим. 6], вопрос стоял о том, может ли женщина создавать физический барьер для прохождения спермы. В обычном случае такой метод контроля рождаемости традиционно считался неприемлемым, поскольку это воспринималось иудеями как действие, ведующее к "расточению семени" мужчины "впустую". Однако, рабби Меир, значимый законоучитель II века[см. прим. 7], указывал, что, если беременность может повлечь опасность для женщины или ее ребенка, то женщина может делать то, чего не должны делать другие[10][11]. 

 

Раши допускал возможность такого ограниченного применения барьерного метода древности для женщин в указанных случаях. Другие средневековые комментаторы (тосафот, период их деятельности: XII-XIII в.) не соглашались с интерпретацией Раши, считая, что барьер во время полового акта не мог создаваться ни в каких случаях. Они предполагали, что контрацептивный тампон, указанный в талмудических текстах, вводился после полового акта (а не до) в попытке удалить сперму[10][11]. 

 

Некоторые более поздние комментаторы, тем не менее, использовали интерпретацию, аналогичную Раши. Например, в XVI в. употребление контрацептивного тампона в качестве барьера для спермы (при условии, что беременность опасна для здоровья) одобрял рабби Соломон (Шломо) Лурия (1510-1573)[2][см. прим. 8].

 

Спор комментаторов Талмуда о понимании способа употребления контрацептивного тампона отразился и в современных противоречих между раввинами по поводу допустимости использования барьерного метода в иудаизме женщинами. Однако, вне зависимости от того, как понимать способ использования контрацептивного тампона, существенно важным для иудеев является сам по себе факт упоминания в Талмуде древнего метода контрацепции, подтверждающий, что бывают ситуации, в которых контроль рождаемости необходим[6].

Оральная контрацепция в древности

Моисей Маймонид
Моисей Маймонид

Другие талмудические тексты допускают женщинам употреблять напитки зельев (англ. cup of roots), которые обладали контрацептивным действием[5][6][7][8]. Эти напитки из трав обычно понимаются в иудейской традиции как древние противозачаточные средства, предотвращающие зачатие или стерилизующие женщин[7]. Многие источники по иудаизму указывают такое понимание. Некоторые современные исследователи полагают, однако, что среди зельев могли быть напитки с абортивным действием[8].

 

Известным текстом об употреблении контрацептивных напитков является рассказ об Йегудит (Иудифе), жене рабби Хия (жил в середине 2 в.). После тяжелых родов она пришла в измененном облике к рабби и спросила, заповедано ли женщине умножать народ. Рабби ответил ей, что нет. Полагаясь на этот ответ, она стала принимать контрацептивное зелье (Йевамот 65b)[4][8][9].

 

В другом талмудическом трактате (Шаббат, 109b-110b) разрешено принимать зелья, имеющие контрацептивное действие, как лекарство от желтухи и гонореи, хотя выпивший мог стать бесплодным. Тосефта Йевамот говорит, что мужчина не может пить никакого зелья, которое сделает его бесплодным, так как его мицва (заповедь, данная ему) - умножение народа, в то время как женщине разрешено пить зелья, препятствующие зачатию (Мишна Йевамот 8:2)[4].

Иосеф бен Каро
Иосеф бен Каро

Употребление зельев как контрацептивного средства допускал крупнейший иудейский авторитет, галахист, ученый и врач Моисей Маймонид (1010 - между 1165 и 1170)[см. прим. 9] и автор основополагающего кодекса галахических предписаний (Шулхан арух) Иосеф бен Эф­ра­им Каро (1488-1575)[2][см. прим. 10]. Кодекс иудейского закона Шулхан арух закрепил разрешение женщинам пить контрацептивные зелья без упоминания каких-либо оговорок (Шулхан арух Эвен ха-эзер 5,12). Однако, позднее раввины стали требовать медицинские показания для разрешения женщинам употреблять противозачаточные зелья[4]. Многие раввинистические тексты говорят о допустимости применения контрацепции женщинами по медицинским причинам[7].

 

Современные респонсы (литература в форме ответов раввинов на вопросы) проводят аналогию между гормональными оральными контрацептивами и практикой употребления контрацептивных зельев, указанной в талмудических текстах, находя в этом галахическое обоснование допустимости употребления противозачаточных средств[2][5][6]. Традиция иудаизма благосклонно относится к употреблению оральных контрацептивов как средству контроля рождаемости, если для этого в рамках традиции существует основание, поскольку использование оральной контрацепции не нарушает естественного полового акта, и при ее применении, с традиционной иудейской точки зрения, не происходит "расточения семени" мужчины "впустую"[4].

Основания для контрацепции в современном иудаизме

Чтение Торы
Чтение Торы у Стены Плача (фото Eliel Joseph Schafler, wikimedia)

Практика применения контрацепции в иудаизме варьирует между ортодоксальным, консервативным, реформистским направлениями иудаизма и некоторыми другими либеральными школами[5][см. прим. 11].

 

В принятой иудейской традицией практике заботе о физическом и психическом здоровье женщины придается большое значение. Когда имеются опасения, что беременность или роды могут причинить женщине вред, применение контрацепции считается оправданным во всех направлениях иудаизма, начиная с ортодоксального[7]. В таких случаях, если зачатие уже произошло, женщина может сделать аборт, поскольку ее жизнь в иудаизме рассматривается более ценной, чем жизнь зачатого младенца[3][12]. Но если зачатия не произошло, то гораздо более предпочтительно применять контрацепцию.

 

В иудаизме традиционно считается, что, оценивая необходимость использования контрацепции, раввины должны каждую конкретную ситуацию рассматривать индивидуально[7]. Наиболее строго соблюдающие талмудические предписания ультраортодоксальные иудеи (харедим) фактически не приветствуют применение контрацепции, и их семьи, как правило, многодетны.  Но многие современные ортодоксальные раввины нередко склонны разрешать контрацепцию в определенных ситуациях.

 

Современный ортодоксальный иудаизм (называемый также иногда на русском языке ортодоксальным модернизмом для отделения его от харедим) допускает применение противозачаточных средств по трем основаниям: для сохранения здоровья женщины, для ограничения числа детей в интересах блага семьи и для регуляции времени рождения детей[5][6]. Однако, применение контрацепции с целью вообще избежать рождения детей по эгоистическим причинам считается неприемлемым как в ортодоксальном[6], так и в других направлениях иудаизма. Объясняется это не только заповедью "плодитесь и умножайтесь", но и необходимостью умножения еврейского народа после Холокоста[12].

 

Традиционные раввинистические тексты не указывают как основание для контрацепции материальные трудности или беспокойство о воспитании детей[2][7]. Поэтому наиболее ортодоксальные иудеи не склонны допускать контрацепцию по этим причинам, выделяя главным образом как уважительную причину состояние здоровья.

 

Однако, либеральные направления иудаизма, особенно, такие как реформистский иудаизм и другие либеральные школы, допускают использование контрацепции по широкому спектру причин[5], в том числе из-за бедности, плохих условий жизни и угрозы для благополучия существующих детей[7]. В США Центральная конференция американских раввинов (реформистского иудаизма) заявила, что контроль рождаемости является необходимостью в определенных условиях семьи. Многие реформистские и некоторые консервативные раввины присоединились к программам репродуктивного здоровья, осуществляемым организацией Planned Parenthood ("Планируемое родительство")[12]. Как правило, реформистские раввины относятся к контролю рождаемости аналогично большинству протестантов-христиан, оставляя решение о применении контроля рождаемости индивидуальной совести верующего[7].

 

Либеральные иудеи считают, что иудейские семьи не должны быть чрезмерно большими, ссылаясь, в частности, на то, что древние мудрецы, толковавшие Тору, указывали определенные границы исполнения заповеди "плодитесь и умножайтесь". Это, по мнению некоторой части иудеев, дает право применять контрацепцию, когда дети в семье уже есть. Но в большей мере придерживающиеся традиций иудеи, особенно, ортодоксальные иудеи, напротив, подчеркивают, что раввинистические авторитеты рекомендовали продолжать рождение детей даже тогда, когда заповедь выполнена[3][13]. Например, Маймонид писал: "Даже если человек уже исполнил заповедь "плодитесь и умножайтесь", ему не следует отказываться от продолжения рода до тех пор, пока он на это способен, ибо тот, кто добавляет новую душу к Израилю, подобен Тому, Кто сотворил мир"[1].

Современные взгляды на методы контрацепции в иудаизме

Современный иудаизм неоднороден: сложно говорить об отношении иудаизма к контрацепции как о позиции одного направления. Традиция иудаизма определенным образом ограничивает методы контрацепции, в то время как разные направления современного иудаизма по-разному рассматривают саму традицию. Различия в практике применения контрацепции между направлениями иудаизма имеют отношение к принципам религии этих направлений как таковых.

 

Ортодоксальный иудаизм считает необходимым следовать традиционной Галахе и только на ее основе формулирует правила поведения, включая применение контрацепции. Реформистский иудаизм отвергает непререкаемость авторитета Галахи, принимая лишь ее отдельные элементы. Консервативный иудаизм стремится занять середину между ортодоксальным и реформистским, принимая авторитет Галахи, но не в качестве неизменных принципов, а как развивающихся и динамичных. Консервативный иудаизм поэтому более склонен к либеральному пониманию Галахи[14].

Современные ортодоксальные оценки методов контрацепции

Современные ортодоксальные женщины
Современные ортодоксальные женщины на свадьбе (фото из блога на сайте wexnerfoundation.org)

Ортодоксальный иудаизм в особенной мере заботится о том, чтобы метод контрацепции не приводил к "расточению семени", как это понимается в ортодоксальной традиции на основе Галахи[1][3][4][6]. Современный ортодоксальный иудаизм ранжирует различные методы контрацепции по степени предпочтения, руководствуясь принципами Галахи[2][13].

 

Если существует обоснованная в рамках традиции причина для использования контрацепции, то выбор гормональных контрацептивов является в ортодоксальном иудаизме первым из всех методов контрацепции, как наиболее соответствующий галахическим предписаниям (при условии отсутствия медицинских противопоказаний). Однако, при употреблении гормональной контрацепции у женщины может возникнуть выделение крови, которое, согласно иудейской традиции, приводит женщину в состояние ритуальной нечистоты "нида" (niddah), когда сексуальные отношения (и вообще физические контакты) традиционно запрещены (соблюдение чего важно для ортодоксальных иудеев)[1][5][13].

 

Использование внутриматочных устройств является предметом дискуссии между раввинами[1]. Механизм действия внутриматочных устройств не до конца ясен. Поскольку существует возможность того, что внутриматочные устройства препятствуют имплантации оплодотворенной яйцеклетки, и это считается ранней формой аборта, некоторые раввины не одобряют применение внутриматочных устройств[1]. В иудаизме, однако, определение статуса зародыша на ранней стадии эмбрионального развития и отношение к абортам в целом отличается от христианской традиции. Аборт в принципе не приравнивается к убийству, хотя и не одобряется без особых причин. Препятствие имплантации зародыша на очень ранней стадии эмбрионального развития в традиции иудаизма считается менее проблематичным, чем аборт. По этой причине, а также и потому, что механизм действия внутриматочных устройств более вероятно препятствует оплодотворению (менее вероятно препятствует имплантации), многие раввины считают использование внутриматочных устройств допустимым[3][13].

 

Однако, в этом случае, как и в случае употребления гормональных контрацептивов, может возникнуть сложность из-за непредвиденных выделений, влекущих состояние "нида"[2][5]. Если такая сложность возникла или имеются медицинские противопоказания, женщине могут быть разрешены менее предпочтительные, с точки зрения галахических предписаний, методы[13].

 

Использование барьерных методов женщинами с точки зрения галахических предписаний более спорно, чем использование гормональных контрацептивов и внутриматочных устройств. По мнению ряда ортодоксальных авторитетов, барьерные методы могут нарушить запрет "расточения семени". Но разные раввины по-разному оценивают конкретные барьерные методы в связи с тем, что проникновение спермы при употреблении разных барьерных методов различно. Часть раввинов считает достаточно приемлемым применение маточного колпачка[1]. Его применение чаще одобряется, чем применение влагалищной диафрагмы. Применение влагалищной диафрагмы оценивается как более проблематичное, но в некоторых случаях тоже может разрешаться. Однако, женские презервативы запрещаются на основе законов Галахи, как и мужские[5][13].

 

Многие раввины одобряют использование спермицидов[13]. Использование спермицидов, по мнению ряда раввинов, предпочтительнее, чем допустимые формы барьерного метода, так как никаким образом не ограничивает проход спермы, и половой акт совершается обычным образом[2].

 

Использование посткоитальной (экстренной) контрацепции не рассматривается по Галахе в числе основных допустимых методов. Этот метод считается проблематичным в связи с тем, что его действие часто представляется как раннее прерывание беременности[1]. Но в случае существенной необходимости применить экстренную контрацепцию допускается, особенно, в случае изнасилования[13].

Методы естественного планирования семьи, основанные на учете периодов фертильности и стерильности у женщин, в иудаизме считаются допустимыми, поскольку не требуют никакого вмешательства в половой акт. Некоторые ортодоксальные раввины советуют применять эти методы в некоторых случаях. Однако, использование естественных методов контрацепции может оказаться сложным для соблюдающих традиционные предписания иудеев, поскольку они и без того должны соблюдать воздержание во время состояния "нида" у женщин (около 12 дней или больше: во время менструации и еще 7 дней после). Когда к этому добавляется воздержание в фертильные периоды, то это может повлечь сильное сокращение интимной жизни или даже полное воздержание, что не соответствует традиции иудаизма и неполезно для семейной гармонии[1]. Но естественные методы планирования семьи могут использоваться не только с целью контрацепции, но и наоборот с целью повышения вероятности зачатия в плодородные периоды[13].

 

Стерилизация женщин путем перетягивания фаллопиевых труб не допускается в традиции иудаизма[1], поскольку в Торе указано: "(с ятрами) раздавленными, и разбитыми, и оторванными, и отсеченными не приносите Господу, и на земле вашей (такого) не делайте" (Ваикра/Левит 22:24). Эта заповедь, согласно традиционной интерпретации, запрещает стерилизацию не только людей, но и животных. Однако, если беременность представляет серьезную угрозу для здоровья женщины, и другие методы контрацепции не могут быть использованы, в исключительных обстоятельствах, женщине может быть разрешено совершить стерилизацию[13].

 

Мужчинам применять контрацепцию в традиции иудаизма запрещено[2][4][6][7]. Использование презервативов может быть разрешено по медицинским причинам, чтоб избежать заражения заболеванием. Ортодоксальный иудаизм делает такие исключения в редких случаях, таких как, к примеру, если есть риск заражения вирусом СПИДа в браке или цитомегаловирусом во время беременности женщины[13]. Вазэктомия запрещена в иудейской традиции[13], как и стерилизация женщин, и допускается только по медицинским показаниям при угрозе жизни (например, при некоторых формах рака).

Отношение к методам контрацепции неортодоксального иудаизма

Гендерно-смешанная молитва консервативных иудеев
Гендерно-смешенная молитва консервативных иудеев у Арки Робинсона Западной Стены в Иерусалиме (молитва нетрадиционна и вызывает раздражение у ортодоксов) (фото wikimedia)

В отличии от ортодоксального иудаизма, реформистский и консервативный иудаизм, а также американское направление реконструктивистского иудаизма и другие либеральные школы в основном разрешают широкий спектр методов контрацепции[6].

 

В частности, несмотря на то, что традиция иудаизма запрещает использовать презервативы, раввины либеральных движений позволяют это делать, особенно, в ситуациях, когда незащищенный секс представляет угрозу для здоровья партнеров[15]. Эти раввины считают, что презервативы являются мерой против распространения заболеваний, а обязанность поддерживать здоровье и жизнь является более приоритетной, чем обязанность мужчины служить размножению[4].

 

Многие современные иудеи осознают, что использование контрацепции служит улучшению здоровья женщины, стабильности семьи и предотвращению заболеваний, и что эта польза от применения контрацепции намного более соответствует соблюдению заповеди "избери жизнь", чем в контрацепции можно усмотреть нарушение заповеди "плодитесь и умножайтесь"[6].

Статистика рождаемости детей у еврейских женщин

Семья хасидов
Семья хасидов в хасидском квартале Бруклина, Нью-Йорк (фото wikimedia)

Статистика рождаемости детей у еврейских женщин показывает наличие четкой зависимости количества детей от степени ортодоксальности или либерализма женщины. Наибольшее количество детей в расчете на одну женщину среди евреев рождают ультраортодоксальные женщины, которые, как правило, избегают применения контроля рождаемости[16]. Число рождаемых ими детей намного превышает число детей в среднестатистической семье. Современные ортодоксальные еврейки (соблюдающие традиции ортодоксального иудаизма, но интегрированные в современное общество, в частности, образованные) находятся примерно посередине в списке различных групп иудаизма по количеству рождаемых ими детей в расчете на одну женщину. А менее традиционные и более либеральные еврейки рождают наименьшее число детей в расчете на одну женщину. При этом средняя рождаемость детей у еврейских женщин в Израиле превышает среднюю рождаемость детей у еврейских женщин в странах диаспоры.

 

В 1950 году коэффициент рождаемости у еврейских женщин в Израиле находился на пике максимума, составляя в среднем 4 ребенка на одну женщину. В течение следующих десятков лет происходило снижение коэффициента рождаемости у израильских евреек, свидетельствующее о применении контроля рождаемости. Практика контроля рождаемости среди еврейских женщин в мире достаточно широко распространилась, причем даже в большей мере, чем в других группах того же общества. Это демонстрирует непропорционально более низкая рождаемость среди евреев, чем в других группах общества, в странах Европы, США (см. пример справа), а также в Израиле до последних нескольких лет[7]. 

Суммарный коэффициент рождаемости в  США (2010 год)[6]

Мусульмане - 2,84

Католики латиноамериканцы - 2,75

Чернокожие протестанты - 2,35

Протестанты фундаменталисты - 2,13

Католики не-латиноамериканцы - 2,11

Умеренные протестанты - 2,01

Либеральные протестанты - 1,84

Индуисты и буддисты - 1,73

Нерелигиозные люди - 1,66

Другие - 1,64

Иудеи - 1,43

Население США в целом - 2,08


В последние годы, однако, в Израиле произошел рост рождаемости детей у еврейских женщин, которые сравнялись по числу рождаемых ими детей на одну женщину с арабскими женщинами (коэффициент рождаемости у которых в последние годы напротив снизился). К примеру, в 1995 году коэффициент рождаемости у еврейских женщин Израиля составлял 2,6 в сравнении с 4,7 у арабских женщин Израиля (и 7,4 в секторе Газа)[7]. В 2000 году коэффициент рождаемости у израильских евреек составлял столько же, у израильских арабок - 4,3. В 2015 году этот показатель у еврейских и у арабских женщин составил одинаково 3,13[17].

 

Достигнутый за последние годы показатель рождаемости детей у еврейских женщин в Израиле существенно выше, чем у женщин в других развитых странах мира[18] (например, в США на 2013 год этот показатель колеблется около 2,1, в Европе и Восточной Азии - около 1,5)[19]. Некоторые аналитики связывают рост рождаемости детей в Израиле с влиянием ортодоксального иудаизма[20]. В Иерусалиме, где велико и число, и влияние ортодоксальных и ультраортодоксальных иудеев, коэффициент рождаемости превышает средний по стране среди евреев и среди арабов и составляет 4,3[21].

 

В то же время ортодоксальные и ультраортодоксальные иудеи в целом составляют меньшинство еврейского народа в Израиле. К примеру, по данным, которые приводятся в публикации 2013 года, большинство еврейского населения Израиля - 55% составляют неортодоксальные евреи (широкий спектр евреев разных взглядов, которые называют себя традиционными, но не ортодоксальными), 17% составляют религиозные сионисты (которые близки к современным ортодоксальным евреям, не ультраортодоксам) и всего 8%  - ультраортодоксальные евреи[19].

 

Пропорционально большая доля от общего количества рождаемых еврейских детей в Израиле приходится на неортодоксальных женщин[19]. Влияние ортодоксального иудаизма на рост числа детей у евреек не является основной или единственной причиной. Другим фактором влияния является политика социальной поддержки матерей, осуществляемая правительством Израиля. Израиль обеспечивает относительно благоприятные условия для работающих матерей, в том числе защиту рабочих мест женщин во время и после декретного отпуска, высокую оплату декретного отпуска, большой выбор вариантов работы с неполной занятостью, устойчивое социальное обеспечение ребенка, группы продленного дня в школе и сравнительно недавно запущено финансирование универсальной дошкольной подготовки для детей с трех лет[18]. Все эти льготы делают рождение и воспитание ребенка более привлекательным.

 

В сравнении с Израилем количество рождаемых детей в расчете на одну женщину у еврейских женщин США значительно ниже. В 2011 году коэффициент рождаемости у американских евреек составил всего 1,86, в то время как у израильских этот показатель в том же году составлял 2,98. При этом коэффициент рождаемости у неортодоксальных еврейских женщин США составляет 1,4. Количество рождаемых детей в расчете на одну женщину у еврейских женщин ортодоксального иудаизма гораздо выше (но это не оказывает значительного влияния на общий показатель рождаемости, поскольку их количество невелико). Коэффициент рождаемости у женщин современного ортодоксального иудаизма в США в 2011 году составил 3,3, у харедим - 6,6 и у хасидов - 7,9[22].

 

Аналитики указывают в числе причин низких показателей рождаемости у неортодоксальных американских еврейских женщин их большую эмансипированность и интеграцию в общество: они предпочитают посвящать свое время образованию и работе, карьерному росту, а также значительно позднее выходят замуж (лишь 9% женщин консервативного и 3% реформистского иудаизма в США выходят замуж до 25 лет, а в возрасте 35 лет лишь немногим более половины женщин реформистского иудаизма состоят в браке, по данным статьи 2013 года)[22]. 

 

По данным на 2000 год показатели рождаемости среди различных групп американских евреек следующие: ультраортодоксальная иудейка рождает в среднем 6,72 ребенка, современная ортодоксальная иудейка - 3,39, консервативная иудейка - 1,74, реформистская иудейка - 1,36, светская еврейка - 1,29[19]. Логично, что данные показатели связаны с практикой использования контрацепции.

Примечания об именах и названиях

1. Торой называется Пятикнижие Моисея (первые 5 книг Библии). В традиции иудаизма Тора писанная (Писанный Закон) дополняется Торой устной (Устным Законом), которая содержится в Галахе и Агаде.

2. Гиллель и Шаммай - два крупных законоучителя, которые оппонировали друг другу в толковании Устного Закона и положили начало двум школам. Шаммай проявлял большую жесткость и ригоризм, в то время как Гиллель - большую мягкость. Традиция иудаизма по многим вопросам приняла толкования Гиллеля.

3. Мишна - древнейшая часть Талмуда (включающая Мидраш, Галаху и Агаду).

Тосефта - дополнения к Мишне. Йевамот - трактат Талмуда.

4. Галаха - нормативная часть традиции иудаизма, законы, регламентировавшие жизнь иудеев на протяжении столетий.

5. Талмуд - свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма (охватывает Мишну и Гемару), фундаментальный труд еврейских мудрецов, упорядоченная фиксация Устной Торы. Существует два Талмуда: Иерусалимский и Вавилонский. Талмуд включает в себя дискуссии мудрецов на протяжении около восьми столетий.

6. Раши - акроним словосочетания рабби Шломо Ицхаки, Шломо бен Ицхак. Он был крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из видных комментаторов Библии, духовный вождь еврейства Северной Франции.

7. Рабби Меир (раввин Меир Бааль Хейнс) - один из крупнейших законоучителей середины 2 в. В галахических дебатах Меир часто резко расходился во мнениях с другими законоучителями и отстаивал свою точку зрения, невзирая на авторитет оппонента.

8. Соломон Лурия (Шломо Лурия), прозванный "Магаршал" - польский раввин, исследователь и комментатор Талмуда, Каббалы и Галахи. По некоторым оценкам, он был выдающийся учёный-талмудист своего времени. Его именем была названа не существующая сегодня синагога Магаршала в Люблине.

9. Моисей Маймонид (Моше бен Маймон, известен как Рамбам - акроним от словосочетания раббену Моше бен Маймон) - крупнейший раввинистический авторитет и кодификатор Галахи, философ, ученый и врач, самый прославленный ученый послеталмудической эпохи.

10. Иосеф бен Эф­ра­им Каро - автор основополагающего кодекса галахических предписаний Шулхан арух. Каро подвел итог кодификативной деятельности (систематизации законов галахи) авторитетов иудаизма многих поколений. Шулман арух (в переводе "накрытый стол") - основное руководство по галахической практики.

11. Ортодоксальный иудаизм - общее название течений иудаизма, последователи которых считают себя единственными носителями еврейской религиозной традиции. С исторической точки зрения ортодоксальные иудеи сохраняют традицию, формирование которой завершилось в конце средневековья - начале нового времени. Центральное место в концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха. 

Реформистский иудаизм - движение за обновление иудаизма, возникшее в Германии в начале 19 в. и затем распространившееся в других странах Европы. Во второй половине 19 в. главным центром реформистского иудаизма стали США. В последние десятилетия движение привлекает сторонников даже в Израиле. Реформистский иудаизм подчеркивает эволюционный (развивающийся) характер религии, превосходство этических аспектов над обрядами и веру в непрерывное откровение. Реформистский иудаизм также называют прогрессивным иудаизмом и либеральным иудаизмом. 

Консервативный иудаизм - направление, возникшее в середине 19 в. в Европе и США. Идеологи консервативного иудаизма выступали за синтез традиции с постепенными реформами. Консервативные иудеи одобряли приобщение евреев к европейской культуре и не отвергали нововведений при условии, что они не затрагивают основных принципов веры. В США консервативный иудаизм стал реакцией на радикализм реформистского иудаизма, по сравнению с которым направление было консервативным (с чем и связано его название). 

Ортодоксальный, реформистский и консервативный иудаизм стали тремя основными направлениями современного иудаизма, хотя существуют более мелкие либеральные школы (как реконструктивизм в США).

[Эти сжатые примечания составлены, исходя в основном из статей еврейской электронной энциклопедии (eleven.co.il) (где данным вопросам посвящены объемные статьи), а также в незначительной мере из статей еврейской вики-энциклопедии "Ежевика" (ejwiki.org) и некоторых других источников].

Список использованной литературы

[1] Ольга Ефимова. Иудаизм и этические проблемы медицины. (Работа, написанная во время обучения в центре им. С. Мелтона (руководитель д-р У. Таир). Опубликована на сайте "Маханаим" - еврейский культурный религиозный центр)

[2] B. Runnebaum, T. Rabe, L. Kiesel (Eds). Female Contraception: Update and Trends. - Springer-Verlag, 1988. P. 394-397

[3] Ask the Rabbis. Contraception / Moment Magazine

[4] Rabbi Ronald H. Isaacs. Procreation and Contraception / My Jewish Learning

[5] Judaism and contraception / BBC (bbc.co.uk/ethics/, bbc.co.uk/religion)

[6] Ellen L. Idler (Editor). Religion as a Social Determinant of Public Health. - Oxford University Press, 2014. P. 185, 187 (статистика)

[7] Birth Control / Encyclopedia Judaica

[8] Vern L. Bullough. Encyclopedia of Birth Control. - ABC-CLIO, 2001. P. 158

[9] Robert Jütte. Contraception: A History. - Polity, 2008. P. 19,20

[10] Rabbi Steinsaltz, Rabbi Shalom Berger (edit.). Yevamot 12a-b: And as for Birth Control / The Aleph Society

[11] J. David Bleich. Judaism and Healing: Halakhic Perspectives. - Ktav Pub Inc, 2002. P. 56-57

[12] What is the Jewish position on contraception and abortion? / Shamash: The Jewish Network (Frequently Asked Questions and Answers)

[13] Contraception / Jewish Women's Health: Nishmat

[14] Галаха / Электронная еврейская энциклопедия

[15] Religion, contraception and abortion factsheet / The Family Planning Association

[16] Ben J. Wattenber and Jeremy Kadden. Jewish Babies / First Things (december 2005)

[17] Jewish, Arab fertility rates in Israel on par for first time / The Times of Israel (15.11.2016)

[18] Israel leaders in birth rate, but poverty major challenge / The Jerusalen Post (21.08.2014)

[19] David P. Goldman. Israel’s Demographic Miracle / Jewish Policy Center (Spring 2013)

[20] Vital Statistics: Latest Population Statistics for Israel / The American-Israeli Cooperative Enterprise (Updated November 2016)

[21] Jewish fertility surpasses Arab fertility in Jerusalem / Jewish and Israel news (01.06.2016)

[22] Rabbi Avraham Edelstein. The Jewish Birth Rate Crisis / NLE Resources. The Global Resource for Jewish Educators and Outreach Professionals (28.01.2013)

4 января 2017