Христианство и гомосексуальность:         все точки зрения

Эта статья написана схематично (в общих чертах, кратко) и в более свободном стиле, чем другие.

Для более глубокого изучения вопроса в конце статьи будет предложена литература по теме.

На протяжении столетий гомосексуальные отношения в христианстве рассматривались как грех. Многие христиане придерживаются таких представлений и сейчас. Вместе с тем, взгляды современных христиан даже в консервативных церквях в наше время отличаются от тех, какие были в прошлые столетия. В течение многих веков в обществе и церкви не существовало современных знаний о сексуальности человека. В эпоху современности с развитием наук сложилось понимание разных сексуальных ориентаций, в основе которого лежит не поведение, а влечения и чувства человека. Хотя на начальном этапе изучения сексуальности гомосексуальность рассматривалась как заболевание, позднее утвердился взгляд, что оснований для патологизации не существует.

Плакат "Бог любит геев"
Плакат "Бог любит геев" (употреблено жаргонное слово) (Германия, Лейпциг)

Научная и общественная дискуссии о гомосексуальности способствовали тому, что в христианских церквях появилось представление о том, что гомосексуальность как индивидуальная особенность человека обусловлена некоторыми независящими от него обстоятельствами, в частности, биологическими факторами. Многие христиане, особенно крупных церквей, таких как католичество и протестантский мейнстрим, в настоящее время различают гомосексуальное поведение и гомосексуальность как свойство или наклонность индивидуума.  Такое различие само по себе необязательно подразумевает отказ от традиционных взглядов, но влияет на отношение к гомосексуальным людям.  В современном христианстве формируются различные представления о том, как понимать гомосексуальность и как относиться к гомосексуалам. 

 

С открытием гомосексуальности как индивидуальной особенности связан отказ от осуждения однополых отношений как преступления, за которое следует карать. Преследования за гомосексуальные действия, широко распространенненные в Европе в прошлом, стали порицаться в христианской среде. В Церкви Англии впервые было предложено новое понимание библейских текстов о гомосексуальных действиях. Позднее, после депатологизации гомосексуальности, в церковной среде стало возникать принятие союзов гомосексуальных людей. В ряде протестантских церквей такое принятие происходит официально, в других церквях - на уровне отдельных мнений среди мирян и духовенства. Многие христианские церкви сохраняют традиционное неодобрение гомосексуальных актов, но смягчают отношение к гомосексуальным людям, осуждая проявления ненависти к ним, преследования и дискриминацию. Некоторые группы христиан остались на фундаменталистской позиции крайне неприязненного отношения к гомосексуалам. Однако, в целом агрессивные формы гомофобии не представляют мейнстрим современного христианства в мировом масштабе. 

Исторические и понятийные аспекты

Джон Босуэлл
Джон Босуэлл

Хотя упоминания осуждения гомосексуальных актов присутствует в трудах отцов церкви, в раннем христианстве этой теме не придавалось большое значение. Некоторые историки, такие как Джон Босуэлл, считают, что христиане терпимо относились к проявлениям гомосексуальности и суровые наказания за однополые отношения начались в церкви только в XII веке. Джон Босуэлл обнаружил в ранней церкви специфический ритуал под названием "адельфопоисис" (на греческом языке, в переводе "братотворение"), которым освящался союз между христианами одного пола[1]. Босуэлл считал, что союзы, скрепленные этим ритуалом, можно сравнить с однополыми браками. В истории христианства есть немало примеров глубокой привязанности между людьми одного пола, в том числе некоторых известных святых. Однако, попытки исследовать природу отношений, происходивших много веков назад, затруднительны и представляют собой в большей мере гадательные предположения.

По мнению большинства историков, обряд братотворения представлял собой освящение платонической братсткой любви, не имеющей отношение к гомосексуальности. Но с точки зрения современных представлений, гомосексуальность характеризуется не только и не столько половыми актами, сколько чувствами людей. Сложно сказать, какого рода чувства присутствовали у тех, кого связывал ритуал братотворения. По мнению специалистов, вообще сложно провести точную и твердую грань между гомосексуальным притяжением людей и потребностью в тесном общении с людьми своего пола (гомосоциальностью). Такая потребность может не иметь ничего общего с гомосексуальностью, но может и свидетельствовать о ней[2]. Большинство специалистов считают, что обряд братотворения не мог подразумевать благословение гомосексуальной близости самой по себе, однако, невозможно узнать, какой была сексуальная ориентация этих людей в современном понимании слова.

 

Вместе с тем, гомосексуальные акты осуществлялись среди христиан на протяжении истории  церкви. Однополый секс не был редкостью даже в среде духовенства и монашества. В XI веке бенедектинский монах Петр Дамиан обнаружил распространение гомосексуальных действий в среде духовенства и монашества и написал против этого трактат "Книга Гоморры". По мнению некоторых исследователей, Петр Дамиан был первым, кто ввел в употребление термин "содомия"[3]. Этим термином он обозначил мастурбацию, взаимную мастурбацию, межбедренный секс и анальное проникновение. 

 

Современная наука не связывает осуществление однополых сексуальных действий в монастырях с гомосексуальностью в большинстве случаев, а объясняет это сложностью воздержания в условиях отсутствия гетеросексуального секса. Гомосексуальные действия в этом случае имеют заместительный характер, а не возникают в следствие гомосексуальной ориентации. Современная наука различает таким образом сексуальное поведение и сексуальную ориентацию: в закрытых однополых коллективах, таких как монастыри, армия или тюрьма, гомосексуальные акты временны и ситуативны[4]. С другой стороны, гомосексуальные люди способны вступать в гетеросексуальные акты, не испытывая от этого удовольствия. Поэтому исторически многие гомосексуальные люди могли быть скрытыми, в то время как некоторые гетеросексуалы в определенных ситуациях могли вступать в однополый секс, который не соответствовал их потребностям (в данной статье мы не рассматриваем бисексуальность: это другая тема).

 

На протяжении истории христианства во многих европейских странах были установлены жесткие законы "против содомии", которые начали вводиться еще в Византии (бывшей частью Римской империи). Исторически такие законы осуждали не только однополые практики, но и невагинальные гетеросексуальные практики, а также зоофилию. Все эти сексуальные действия рассматривались противоестественными и одинаково описывались термином "содомия". Законы "против содомии" стали постепенно отменяться после наступления эпохи Просвещения. В настоящее время во всех странах преобладающего христианства гомосексуальные действия декриминализованы[5]. 

Начало церковного переосмысления

Деррик Шервин Бейли
Деррик Шервин Бейли

Церковное переосмысление отношения к гомосексуалам началось в Церкви Англии[6][7] . В 1920-х годах в Церкви Англии образовался Совет морального благополучия, церковный орган, учрежденный для помощи проституткам и бездомным. На основе этого органа формировалась группа, которая подняла вопрос: почему на основании моральных норм подвергаются судебному преследованию геи (только мужчины), в то время как не наказываются другие аморальные, с христианской точки зрения, лица, такие как блудники и прелюбодеи? С группой, задавшейся таким вопросом,  работал англиканский священник Деррик Шервин Бейли (1910-1984). Ему принадлежат первые исследования, предложившие изменение богословского взгляда на гомосексуальность. Бейли объединил церковных лидеров, богословов, врачей, историков, юристов, законодателей, которые изучали гомосексуальность и законы "против содомии". Специалисты опрашивали гомосексуалов, которых в то время называли "инвертами", и пришли к выводу, что многие из них живут обычной и нормальной жизнью, не считая тех негативных издержек, которые возникали из-за общественного давления в связи с осуждением гомосексуальности.

Хотя Бейли, будучи священником, считал гомосексуальные акты греховными, он пришел к выводу, что это не должно рассматриваться преступлением. В 1954 году Бейли и группа экспертов издали брошюру "Проблема гомосексуальности", целью которой было убедить политиков в необходимости смягчения законодательства против геев. Эта брошюра, а также события громких судебных преследований за однополые акты таких известных людей как математик Алан Тьюринг и лорд Эдвард Дуглас-Скотт-Монтегю, третий барон Монтегю из Бьюли, побудили британский парламент сформировать Комитет под руководством сэра Джона Вольфендена, которому было поручено изучить гомосексуальные правонарушения и проституцию.

 

Деррик Шервин Бейли также продолжил исследования в этом направлении. В 1955 году была опубликована его монография "Гомосексуальность и западная христианская традиция", книга, благодаря которой он стал известен как начинатель богословского переосмысления христианского отношения к гомосексуальности. В то время гомосексуальность еще рассматривалась как медицинская патология, и современное лгбт-движение еще не возникло. Бейли изучал библейские тексты и историю церкви, чтобы раскрыть развитие традиционных представлений об однополых сексуальных отношениях и их влияние на законы "против содомии". Он пришел к выводу, что церковь должна исправить последствия своего осуждения гомосексуалов. По мнению Бейли, церковная доктрина смешала, не делая никаких различий, аморальные перверсии (сексуальные извращения) и консенсуальные инверсии (договорные отношения "инвертов", которым гомосексуальность присуща как свойство).  Бейли заключил, что гомосексуальные действия, осужденные в Библии, относятся к извращениям, в отличии от поведения сексуальных "инвертов", которые действовали в соответствии с присущей им природой. В монографии Бейли впервые были выдвинуты новые трактовки библейских текстов, которые по традиции связывались с осуждением любых однополых актов.

 

Книга Бейли была представлена Комитету Вольфендена в качестве дополнительного источника. Таким образом Бейли внес некоторый вклад в появление доклада Комитета (этот доклад называют Докладом Вольфендена, англ. Wolfenden report), который вышел в 1957 году и рекомендовал британскому правительству отказаться от судебного преследования геев. Архиепископ Кентербирийский Джеффри Фишер (также ряд других авторитетов) поддержал эту рекомендацию[8]. Однако, правительство отклонило ее. Гомосексуальные акты были декриминализованы в Британии спустя десять лет, в 1967 году. Доклад Вольфендена и книга Деррика Шервина Бейли рассматриваются важными вехами в борьбе за отмену судебного преследования геев. Хотя Бейли не одобрял однополые отношения лично, желание справедливости и гуманности побудило его призвать к изменению отношения к гомосексуалам. Этот призыв затронул само богословие, хотя главной целью была декриминализация. Таким образом, пересмотр традиционных церковных взглядов начался в Церкви Англии. После этих событий движение за перемены стало развиваться в США и других странах, затрагивая как общество, так и церкви. В США законы "против содомии" в отдельных штатах сохранялись вплоть до 2003 года, когда были окончательно отменены Верховным Судом[9].

Современные взгляды на гомосексуальность

В XX—XXI вв. в связи с развитием сексологии и ряда других наук отношение к гомосексуальности в обществе существенно изменилось. В 1973 году Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из национального списка заболеваний (DSM). В 1990 году Всемирная организация здравоохранения исключила гомосексуальность из Международной классификации болезней (МКБ). В этот период во многих странах мира началось признание гомосексуальной ориентации как нормы. Учёные исследовали природу гомосексуальности и многие пришли к выводу, что сексуальная ориентация взрослого человека не поддаётся изменению. Эти события поставили христианские церкви перед необходимостью формулировать и утверждать своё отношение к гомосексуальности в новых исторических условиях. 

 

Современные взгляды христиан на гомосексуальность и гомосексуальные отношения можно разделить на несколько разных случаев. В данной статье они размещены в порядке изменения представлений от самых консервативных до либеральных[10].

Фундаментализм

Бог ненавидит геев
Плакат "Бог ненавидит геев" (употреблено жаргонное оскорбительное слово) (акция баптистской церкви Вестборо)

Наиболее консервативная точка зрения, которой придерживаются христианские фундаменталисты, отражает представления, сложившиеся много веков назад, о том, что любые гомосексуальные отношения представляют собой "крайнюю меру разврата". Христиане-фундаменталисты охарактеризовывают однополые отношения как "мерзость" и рассматривают это настолько ужасным, что часто готовы считать преступлением. Фундаменталисты испытывают сильное отвращение к гомосексуальному поведению, часто перенося это отвращение на гомосексуалов, считая их очень аморальными. Гомосексуальные акты, по мнению фундаменталистов, являются более тяжелыми грехами, чем многие другие грехи. Существование гомосексуальной ориентации как индивидуальной особенности, не связанной с выбором или мало зависящей от действий человека, они не признают. При этом они могут думать, что, если у человека есть гомосексуальные влечения, то это указывает на его развращение. Подобное неприязненное отношение к гомосексуалам характеризуется гомофобией и нередко может вести к агрессивному поведению, направленному против них. Неприятие гомосексуальных людей как личностей на практике может осуществляться не только сознательно (по убеждению, что гомосексуалы отвратительны сами по себе), но и бессознательно (непроизвольно, без осознанного намерения ненависти).

Представители фундаментализма могут встретиться в любой христианской конфессии. На западе, однако, подобная точка зрения наиболее свойственна протестантскому фундаментализму, к которому близко движение евангелизма (евангеликализма) (евангелисты не всегда разделяют все представления фундаменталистов). В качестве яркого примера фундаментализма можно привести гомофобию американского баптистского пастора Фреда Фелпса и его сторонников (церковь Вестборо), которые декларировали, что Бог ненавидит геев. В то же время официально заявленные доктрины крупных церквей в наши дни редко выражают крайние формы гомофобии, которые бывают свойственны небольшим группам и верующим по отдельности. В США крупные деноминации, разделяющие фундаменталистские доктрины, Южная баптистская конвенция и Ассамблея Бога пятидесятников, транслируют жесткую риторику в отношении гомосексуалов и их образа жизни. Однако, в своих заявлениях эти церковные организации хотят проводить различие между "ненавистью к греху" и "ненавистью к грешнику", одобряя первое и отвергая второе. На практике верующие внутри любой деноминации могут быть разными, и чем более жесткой является доктрина церкви, тем больше вероятность ожесточения ее членов в отношении людей. Среди англикан и католиков представители крайне жестких взглядов присутствуют в Африке. На западе в традиционном протестантизме, англиканстве и католичестве такие взгляды мало распространены. В восточной Европе, как и в России, агрессивные проявления гомофобии возникают в группах православных фундаменталистов.

Умеренный консерватизм

Другая категория консервативных христиан (среди которых могут оказываться христиане, доктринально придерживающиеся фундаменталистских взглядов, но более умеренные, и просто христиане традиционного вероучения) готовы признать, что гомосексуальность существует как предрасположенность, воспринимая это не как преступление, а как нездоровое состояние. Представители такого взгляда относятся к гомосексуальности более терпимо, рассматривая ее последствием грехопадения и универсальной испорченности человеческой природы, свойственной всем людям. В таком понимании гомосексуалы могут считаться такими же грешниками, как грешниками в христианской традиции считаются все люди.

Билли Грэм
Билли Грэм (Амстердам, 1983)

Представители подобной точки зрения встречаются во всех традиционных церквях и в евангелизме. К примеру, американский евангелист Билли Грэм, крупный проповедник, выходец из Южной баптистской конвенции, выступал с осуждением гомосексуальных актов и однополых браков, но, тем не менее, не выделял эту тему из числа других. Одно из его высказываний:  "Я думаю, Библия учит, что гомосексуальность это грех, но Библия также учит, что гордость это грех, ревность это грех, ненависть это грех, злые мысли это грех. Поэтому я не думаю, что гомосексуальность должна быть выбрана как преимущественный грех, который мы совершаем в наши дни". (В оригинале на английском языке употреблено слово homosexuality, которое в разном контексте может подразумевать как гомосексуальную ориентацию, так и гомосексуальное поведение). В ответ на вопрос, не перестал ли бы он любить своего ребенка, если бы тот оказался геем, Билли Грэм ответил: "Нет, не перестал бы. Я полюбил бы его еще больше, может быть"[11]. После смерти Билли Грэма о разнице между его верой и верой фундаменталистов писал известный открытый гей пастор Мэл Уайт, назвав его своим другом. Среди прочих примеров Уайт привел слова Грэма о нем самом: "... Я с радостью обнял бы его. Я считаю, что мы должны любить гомосексуалов. Бог любит гомосексуалов. Гомосексуальность называется грехом в Библии... Но я люблю их и приветствую их на наших встречах..."[12].

Традиция смирения

В христианской традиции в целом преобладает  пессимистичный взгляд на природу человека и человек воспринимается как существо духовно слабое. Поэтому сострадательное отношение к другому, каким бы он ни был, традиционно рассматривается праведным, в отличии от осуждения, которое рассматривается грехом само по себе. В христианской традиции, особенно, в патристике, акцентируется осуждение собственных грехов вместо чужих. Таким в христианстве представляется идеал покаяния и смирения. Призыв к покаянию в собственных грехах вместо осуждения других отталкивается от евангельских наставлений самого Иисуса и проходит красной нитью через писания многих святых[13]. Применяя эти общие принципы в отношении гомосексуалов, можно сказать, что жесткое их осуждение и неприязнь к ним, характерные для гомофобии, в действительности противоречат христианской традиции. Однако, на протяжении истории очень многие христиане очень часто нарушали христианские принципы во многих сферах (нередко в условиях государственной религии даже не знали о них). 

Консервативные взгляды и гомофобия

Согласно принятому специалистами и использующемуся в международном сообществе определению, гомофобией является иррациональный страх или негативные чувства по отношению к гомосексуальности и гомосексуальным людям. Однако, спорным остается вопрос, всегда ли консервативные убеждения должны связываться с гомофобией. По мнению некоторых специалистов, следует отличать гомофобию как аффект или как гипертрофированное осуждение от рациональных консервативных взглядов, основанных, в частности, на религиозных убеждениях. Для описания второго случая иногда предлагается говорить о гомонегативизме, а не гомофобии, различая эти два термина. Автору данной статьи представляется логичным, что сами по себе консервативные убеждения не могут и не должны характеризоваться как гомофобия (в противном случае борьба против гомофобии входит в прямое столкновение с правом свободы совести), но должны так характеризоваться в том случае, когда они приводят к негативному отношению к людям гомосексуальной ориентации.

 

Осуждение гомофобии и сожаление о страданиях, причиненных гомосексуалам со стороны верующих, не свойственно исключительно светским людям и ультралиберальным верующим. К примеру, в одном интервью главы католической церкви папы Франциска ему задали вопрос, как он относится к заявлению немецкого кардинала о том, что церковь должна покаяться перед геями в гомофобии, и папа Франциск подтвердил, что церковь должна извиниться за свое негативное отношение к гомосексуалам на протяжении истории, как и за исторические грехи дискриминации и эксплуатации других групп людей[14]. Хотя католическая церковь продолжает не одобрять однополые акты, в ее катехизисе также говорится о том, что гомосексуальность является "глубоко укорененной тенденцией", являющейся для многих "тяжелым испытанием", и что к гомосексуалам следует относиться с уважением, тактичностью и состраданием, избегая несправедливой дискриминации.

 

Вместе с этим, христиане традиционных взглядов отвергают гомосексуальные отношения и поэтому верят, что гомосексуалы призваны либо изменить сексуальную ориентацию, либо соблюдать сексуальное воздержание. Когда консервативные христиане предполагают, что гомосексуалы могут жить как гетеросексуалы, они верят, что Бог хочет ицелить гомосексуальность. Когда консервативные христиане осознают, что изменение сексуальной ориентации настолько сложно, что маловероятно или вообще невозможно, то понимают гомосексуальность как некое испытание или крест.

Экс-геи

Религиозный протест против гомосексуального секса
Религиозный протест против гомосексуального секса (Сан-Франциско)

Много раз консервативные христиане предпринимали попытки по изменению сексуальной ориентации гомосексуальных людей. В религиозных организациях гомосексуальность пытались лечить молитвами, изгнанием бесов и конверсионной терапией (на русском языке более известна репаративная терапия, название которой часто используется как синоним конверсионной, но есть мнение, что репаративная терапия это частный случай конверсионной). Вера в возможность смены сексуальной ориентации особенно встречала поддержку среди евангеликов и харизматов, иногда - среди католиков. Однако, по мнению научных специалистов, не существует свидетельств о том, что такие попытки действительно приводят к изменению  сексуальности (присущих личности потребностей, влечений и чувств) гомосексуальных людей. По мнению специалистов, гомосексуалы могут изменять поведение, но их ориентация остается прежней, в следствие чего они испытывают потребность к возврату в состояние, которое более органично их природе, и рано или поздно многие из них возвращаются[15].

 

Движение экс-геев, заявившее о возможности смены сексуальной ориентации, определяется специалистами как движение людей, меняющих сексуальную идентичность (самовосприятие). Движение экс-геев возникло в религиозной среде, поскольку в обществе стран с высокой религиозностью, таких как США, многие гомосексуальные люди являются верующими. В случаях, когда они принадлежат консервативно-религиозной среде, это вызывает серьезные противоречия. Американская психологическая ассоциация, неоднократно критиковавшая попытки смены сексуальной ориентации как неэффективные и для психики потенциально опасные, отметила, что "группы экс-геев появляются, чтобы облегчить страдания, вызванные конфликтом между религиозными ценностями и сексуальной ориентацией, и помочь участникам изменить их сексуальную идентичность, но не их сексуальную ориентацию". Психологическая ассоциация заявила о необходимости уважения религиозных чувств гомосексуалов и сообщила, что гомосексуалы с консервативной религиозностью находятся под двойной стигмой: внутри своих церквей, а также своих семей, и внутри лгбт-сообщества, поскольку их не понимают ни те, ни другие. На основании проведенных исследований американские психологи сделали вывод о том, что, хотя некоторые группы экс-геев вызывают опасения, некоторые группы могут оказывать помощь религиозным гомосексуалам (снижая стресс, маргинализацию и изоляцию таких людей, переосмысливая гомосексуальность как обычный грех, давая надежду на спасение и т.п.)[16]. 

 

Неэффективность попыток сменить сексуальную ориентацию широко известна в западных странах, поэтому за последние годы отношение к этому изменилось в религиозной среде: поддержка таких попыток среди христиан упала. В частности, было закрыто крупнейшее международное христианское служение Исход, изначально ставящее цель изменять гомосексуальность. Вначале лидеры Исхода пришли к убеждению о недопустимости давать гарантии, что гомосексуальность изменится. Затем они осознали, что попытки лечения не только не изменяют гомосексуальность, но и причиняют моральные страдания. Аналогичное понимание разделяют некоторые другие организации движения экс-геев, которые не декларируют цели смены сексуальной ориентации, призывая лишь к отказу от гомосексуального образа жизни. Например, известная католическая экс-гей организация Courage отрицает конверсионную терапию и ставит целью только воздержание гомосексуальных верующих, хотя репаративная терапия в США изначально была поддержана католическими врачами.

Целибат

Хотя некоторые организации, пытающиеся изменять гомосексуальную ориентацию, все еще существуют, многие консервативные христиане в настоящее время считают, что гомосексуалы должны просто жить в целибате, выстраивая дружеские отношения без сексуальных, поскольку гомосексуальность как внутренняя ориентация в действительности не изменяется. Такую точку зрения поддерживает современное католичество и ряд церквей протестантского мейнстрима. Христиане с такими взглядами проповедуют целомудрие, указывая на пример Иисуса Христа, который, согласно христианской традиции, был безбрачным[17]. 

 

Безбрачие в форме монашества на протяжении веков было идеалом католичества и православия, но протестантизм отказался от этого. Поскольку монашество не свойственно протестантизму, протестантам сложнее принять призыв гомосексуалов к целибату. Однако, те консервативные протестанты, кто понимает, что гомосексуальность имеет мало шансов на изменение, но при этом продолжает считать однополые отношения грехом, вынуждены заключить, что целибат это особый путь, по которому Бог призывает идти гомосексуалов.   В то же время часть протестантов отвергает такой вариант, как своего рода насильственное принуждение к отказу от сексуальности. Некоторые считают, что гомосексуалы должны выстраивать гетеросексуальные семьи, пусть и не получая от этого удовлетворение. Однако, таким семьям сложно быть по-настоящему счастливыми. Из-за того, что один из супругов в браке оказывается гомосексуальным, страдает не только гомосексуал, но и его гетеросексуальный супруг или супруга. В результате всех этих проблем часть протестантов приходят к выводу о допустимости создания гомосексуалами однополых семей как органично соответствующих их природе. 

Меньшее зло

Католик-францисканец с плакатом в поддержку однополых браков
Католик-францисканец с плакатом в поддержку однополых браков в Калифорнии в первый день их легализации

Некоторые христиане занимают промежуточное положение между осуждением и принятием гомосексуальности. Они считают, что гомосексуальность не входит в замысел Бога, а является результатом падшего состояния мира. Гомосексуалы, по их мнению, должны стремиться преодолеть гомосексуальность, однако, если это оказывается недостижимо, а жить в целибате трудно, то построение моногамных отношений для этих людей является меньшим злом, чем беспорядочный секс со множеством случайных партнеров. Представители  такой позиции могут не одобрять благословение однополых союзов в церквях, но считать допустимыми светские гражданские однополые союзы. Подобная точка зрения встречается в протестантском мейнстриме. Последнее время такую точку зрения стали высказывать даже высшие католические иерархи (как правило, отличая однополые союзы от браков)[18].  

 

При обсуждении легализации гражданских однополых союзов вопрос о сексуальных отношениях часто остается за скобками: для государства неважно, чем занимаются люди в постели, но их союзы претендуют на юридические права, связанные с совместным проживанием как таковым. К примеру, в России либеральный православный политик Андрей Зубов высказывает мнение, что гомосексуальные акты порочны, но люди имеют свободу, и живущие совместно пары должны обладать некоторыми юридическими правами, вне зависимости от того, занимаются ли они сексом или живут как монахи. (По мнению автора данной статьи, это логично: не все гетеросексуальные пары занимаются сексом и в целом любая семейная жизнь это совсем не только секс, но и многое другое; почему в однополых парах должно быть иначе?). Как православный, Зубов считает, что однополые союзы не должны называться браками[19].

Либерализм

Портал дружественной лгбт церкви в Вашингтоне
Портал дружественной лгбт пресвитерианской церкви в Вашингтоне

Представление о гомосексуальности как нездоровом состоянии человека оказывается противоречащим современному научному мейнстриму. В обществе развитых стран мира знание о том, что гомосексуальность не является патологией, принято подавляющим большинством. Хотя медицинская норма и нравственный идеал это понятие разные и необязательно совпадающие, общество многих развитых стран мира не воспринимает противоречащим морали любовь людей одного пола друг к другу, если их отношения происходят по взаимному согласию и не причиняют никакого вреда. Часть современных христиан также придерживается аналогичных взглядов. Либеральные христиане признают, что мир создан разнообразным, и гомосексуалы просто являются частью мнообразия, которое соответствует замыслу Бога. К примеру, Объединенная церковь Канады официально утверждает, что "человеческая сексуальная ориентация, будь то гетеросексуальная или гомосексуальная, является даром Бога и частью чудесного разнообразия творения".

 

Такой взгляд отвергает, что гетеросексуалы могут превращаться в гомосексуалов (например, под влиянием некоей "гей-пропаганды"). Согласно научному мейнстриму, подавляющее большинство людей являются гетеросексуалами, гомосексуалы всегда были и будут в меньшинстве. Однако, в обществе цивилизованных стран принято, что их следует уважать и воспринимать такими же людьми, как все остальные. По этой причине ряд протестантских церквей не считают гомосексуальность аномалией, а гомосексуальные отношения грехом и безнравственностью[20], если эти отношения являются моногамными, долговременными и основаны на взаимной любви и ответственности. Если эти отношения беспорядочны и не основаны на любви и ответственности, то такие отношения одинаково греховны, с точки зрения либеральных христиан, как и когда это касается отношений гетеросексуалов. В ряде церквей продолжаются дискуссии на эту тему, и внутри одной и той же церкви бывают  разномыслия. Немало христиан традиционных церквей на западе, согласно опросам, высказывают мнения, не совпадающие с официальной доктриной своих церквей, осуждающей однополые отношения во всех случаях.

 

Некоторые протестантские церкви (такие как, например, церкви Швеции, Дании, Нидерландов, Исландии, Норвегии, Шотландская епископальная церковь, Евангелическая церковь Германии, Евангелическая лютеранская церковь Америки, Епископальная церковь США, Пресвитерианская церковь США и ряд других церквей в США и других странах), члены которых в большинстве разделяют либеральные взгляды  на гомосексуальность, разрешают обряды благословения однополых пар[21]. Часто такие обряды отличаются от бракосочетания гетеросексуальных пар, и однополый союз может не рассматриваться во всем равным браку. Приоритетное отношение к гетеросексуальному браку остается в таких случаях на том основании, что это отражено в Библии, и гетеросексуальный брак рассматривается с двух сторон: как объединяющий людей в любви, и как порождающий детей. Но в некоторых либеральных протестантских церквях однополые союзы все же приравниваются к браку. Чаще всего уравнивание происходит в церквях тех стран, которые легализовали однополый брак. Однако, не всегда церкви идут вслед за государством в этом вопросе. К примеру, Церковь Англии не заключает однополые браки, а в Евангелической церкви Германии в разных епархиях совершаются разные обряды: в некоторых они аналогичны бракосочетанию, в некоторых нет.

 

Различение однополых союзов и однополых браков происходит в церквях аналогично тому, как это происходит и в обществе. В целом ряде стран легализованы однополые партнерства, юридически отличающиеся от браков, но в некоторых странах однополые пары получают такие же права, как и гетеросексуальные пары. Вопрос о том, могут ли однополые семьи приравниваться к бракам, остро стоит во многих странах запада. На данный момент нельзя сказать, что существует консенсус в этом вопросе. Однако, число стран, легализовавших однополые браки, постепенно растет. Таким образом, среди либеральных христиан также некоторые отличают однополые союзы от гетеросексуальных браков, но некоторые приравнивают к браку. 

 

Некоторые либеральные христиане считают, что гомосексуалы имеют особенное призвание освободить церковь от устаревших взглядов на сексуальность и брак. Наиболее радикально эту позицию отстаивает сообщество Метропольных церквей, использующее квир-теологию. В умеренной форме близкие этому идеи могут находить отклик в различных церквях протестантского мейнстрима. По мнению христиан с подобными взглядами, предназначение человеческой сексуальности состоит прежде всего в том, чтобы приносить любящим друг друга людям радость, а целью брака является прежде всего любовь, взаимопомощь и взаимоподдержка, ответственность друг за друга. Деторождение, согласно этому взгляду, не является главным, а второстепенно. Такой взгляд радикально противоречит традиционному учению церкви, которое всегда ставило рождение детей на первое место, а получение удовольствия от сексуального общения рассматривало незначительным и иногда даже вредным. В современном христианстве, однако, пренебрежение сексуальностью в той или иной мере пересматривается даже в консервативных церквях, следствием чего стало то, что практически все церкви допускают контроль рождаемости, тем самым признавая, что сексуальные отношения могут не иметь непосредственной цели рождения детей (католическая церковь продолжает сохранять особенное учение, запрещая все виды контрацепции, кроме естественной, но все же контроль рождаемости не отвергает).  

 

В наше время многие христиане, уже не только теологически либеральных взглядов, но и умеренно консервативных, пришли к пониманию, что гомофобия является глубоким пороком, и что с ненавистью  в отношении сексуальных меньшинств необходимо бороться, поскольку все люди созданы равными и должны относиться друг к другу с уважением и любовью.  

Библейские дискуссии

Различные мнения о гомосексуальности и гомосексуальных отношениях среди христиан основаны не только на разном отношении к научным исследованиям и современным взглядам в обществе, но и на разном подходе к пониманию библейских текстов[22]. Консервативные христиане понимают библейские тексты, которые традиционно связываются с осуждением любых гомосексуальных отношений, буквально так, как звучат эти тексты, без оговорок,  предполагая, что смысл сказанного не требует учитывать культурно-исторический контекст. Христиане либеральных взглядов хотят разобраться, какие смыслы могли подразумеваться в культурно-историческом контексте, в каких условиях тексты были написаны, к кому,  почему, с какой целью были обращены.

 

Расхождение между консервативными и либеральными богословскими интерпретациями во многом связано с разным богословским пониманием библейской боговдохновенности. В то время как консерваторы понимают боговдохновенность Библии как буквально данный свыше священный текст, как неизменное слово Бога на все времена, либералы рассматривают Библию как откровение, доносимое авторами-людьми на языке своей культуры, и по этой причине текст не безошибочный во всем в буквальном смысле. Подобные расхождения в понимании боговдохновенности особенно свойственны протестантам.

 

В католичестве и православии интерпретация библейских текстов зависит не столько от понимания библейской боговдохновенности (современное католичество в общем и целом понимает боговдохновенность аналогично либеральным протестантам), сколько на принятую в церкви трактовку конкретного вопроса влияет понимание авторитетных богословов древности (отцов церкви и святых), что называется Священным Преданием. Хотя католичество не рассматривает Предание во всем незыблемым или неизменным, пересматривая некоторые аспекты в современных условиях, моральной оценки гомосексуальных отношений это не затронуло (однако, это затронуло отношения к гомосексуалам как людям).

 

Протестантизм рассматривает авторитетной в первую очередь Библию, но ее интерпретация очень различна в разных конфессиях. Консервативные протестанты считают тексты, традиционно относящиеся к гомосексуальным отношениям, универсальным осуждением таковых на все времена и при любых возможных обстоятельствах. Либеральные протестанты указывают на то, что в современном мире появились принципиально новые знания о гомосексуальности как индивидуальной ориентации.  В ту эпоху, когда создавались библейские тексты, не было знания о сексуальной ориентации, но были наблюдения тех половых актов, которые носят ситуативный характер, таких как ритуальные половые акты во время поклонения языческим богам, проституция, древняя педерастия (социально одобряемый институт половых отношений между взрослым мужчиной и мальчиком-подростком в греко-римском мире), а также изнасилование. По мнению сторонников пересмотра традиционных трактовок, библейское осуждение подразумевает именно такие однополые акты, но не распространяется на случаи современных моногамных отношений в любви и ответственности между взрослыми людьми, которым гомосексуальность свойственна как сексуальная ориентация[22][23][24][25].

 

Помимо дискуссий о текстах Библии, которые традиционно применялись для осуждения гомосексуалов, между теологами происходят споры по поводу нескольких библейских пассажей, в которых, по мнению некоторых исследователей, скрыт гомоэротический подтекст или подразумевается однополая любовь, а по мнению других, речь идет лишь о дружбе и привязанности героев (наиболее известные примеры таких героев - Давид и Ионафан, Руфь и Ноеминь, есть также другие)[24][25].

 

Библейско-богословские дискуссии по этим вопросам очень обширны. За рубежом существует огромный пласт литературы на эту тему. В данной статье невозможно рассмотреть все подробно, поэтому эти вопросы будут изложены в отдельных статьях. 

 

Литература

[1] На русском языке об этом обряде см. Братотворении в Православной энциклопедии. На английском языке см. ссылки в поиске по слову Adelphopoiesis

[2] См., например, статью: И. С. Кон. Гомосоциальность и гомосексуальность (О природе мужского общения. Подготовительный материал для книги "Мужчина в изменяющемся мире", можно найти в интернете на сайте автора)

[3] Профессор Марк Джордан: Mark D. Jordan. The Invention of Sodomy in Christian Theology. — University of Chicago Press, 1997

[4] Эти явления описываются терминами "Ложная гомосексуальность", "Псевдогомосексуальность", "Ситуативная гомосексуальность", на английском языке - аналогами этих терминов.

[5] Историю гомосексуальных отношений в общих чертах на русском языке можно почитать в книге: И. С. Кон. Любовь небесного света (книгу можно найти в интернете)

[6] Kathy Baldock. Walking the Bridgeless Canyon: Repairing the Breach Between the Church and the LGBT Community. - Canyonwalker Press, 2014

[7] См. также: Paul Johnson, Robert Vanderbeck. Law, Religion and Homosexuality. - Routledge, 2014

[8] 1957: Homosexuality 'should not be a crime' - ВВС (On this day)

[9] Об отмене уголовного преследования за анальный секс в США см. процесс "Лоуренс против Техаса" (Lawrence v. Texas) Верховного суда США 2003 г.

[10] Изложено на основе книги: L. R. Holben. What Christians Think about Homosexuality. - D & F Scott Publishing, 1999

[11] Интервью ведущему Хью Даунсу (Hugh Downs) теленовостей 20/20 (1997, May 2)

[12]   Remembering Billy. Mel White (The Ghost of Billy Graham) (на сайте Мэла Уайта) 

[13] См., например: Оливье Клеман. Истоки. (Богословие отцов Древней церкви). - М.: Путь, 1994 (с. 265-301 - глава Трудная любовь) (книгу можно найти в интернете)

[14] Папа Франциск сказал о необходимости церкви извиниться перед геями, отвечая на вопросы журналистов в самолете на пути из Армении 26 июня 2016 г. (Об этом можно прочитать в многочисленных сообщениях СМИ)

[15] См., например: "Спасение и исправление", главу книги: Мондимор Ф.М. Гомосексуальность: Естественная история / Пер с англ. Володиной Л. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. (Текст можно найти в интернете. Однако, стоит отметить, что автор книги видит попытки смены сексуальной ориентации и движение экс-геев исключительно с негативной стороны, то есть при верном изложении фактов делает только негативные выводы о самих людях, которые эти попытки предприняли).

6 мая 2018

[16] APA Task Force on Appropriate Therapeutic Responses to Sexual Orientation. (2009). Report of the Task Force on Appropriate Therapeutic Responses to Sexual Orientation. Washington, DC: American Psychological Association

[17] См., например, статью "Каминг-аут по-христиански" (на русском языке можно найти в переводе Inosmi. Оригинал: Coming Out Christian в издании «The American Conservative»)

[18] См., например, список под заголовком: Cardinals, Bishops, and Other Catholic Church Leaders Who Have Made Positive Statements about Civil Unions, Same-Gender Relationships, and Marriage Equality, Compiled by Francis DeBernardo, New Ways Ministry (на сайте движения New Ways Ministry)

[19] Мнение А. Зубова высказано на его персональном сайте в рассуждении под заголовком "Можно ли совместить православие и либерализм?"

[20] См. List of Christian denominations affirming LGBT в англоязычной википедии (наиболее вероятно, что этот список неполный)

[21] См. Blessing of same-sex unions in Christian churches в англоязычной википедии

[22] Homosexuality in Christianity / Yudit Kornberg Greenberg  (Editor). Encyclopedia of Love in World Religions. Volum 1. - ABC-CLIO, 2008. P. 305-306

[23] Jeffrey S. Siker. Homosexuality and Religion: An Encyclopedia. - Greenwood, 2006. - P. 64-71

[24] Gay-Liberation / Julia M. O'Brien. The Oxford Encyclopedia of the Bible and Gender Studies. - Oxford University Press, 2014. P. 257-262

[25] Об интерпретациях текстов Ветхого завета на русском языке можно прочитать (доступно в интернете): 

Виталий Черноиваненко. «Превыше любви женской»: гомоэротические мотивы и сексуальная мораль в Библии и Талмуде. (Евреи: другая история / под ред. Г. Зелениной. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), с. 15 — 20).  

А так же: Виталий Черноиваненко. Гомосексуальность, гомоэротизм и еврейская традиция. (Иудаизм: гендерные и региональные исследования. Центр исследования иудаизма Молодежной ассоциации религиоведов. — Киев, 2013, с. 14 — 18).