Буддизм и контрацепция

В буддизме нет специального учения о контроле рождаемости и контрацепции. Некоторое сложившееся в буддизме отношение к этим вопросам выводится из других принципов буддизма. В общем и целом в буддизме допускается применение контрацепции, если это не приводит к абортивному действию, и если это не используется для ведения беспорядочной половой жизни.

Исторические основы

Дворец Потала в Лхасе
Дворец Потала в Лхасе (Тибет)

В раннем буддизме не было ни поощрения, ни осуждения контрацепции. Так, ранние тибетские буддисты имели знания о контрацепции и отношение к ней было двояким. С одной стороны, контроль рождаемости воспринимался как нежелательное вмешательство в работу кармы. С другой стороны, контрацепция допускалась, когда в ней была необходимость. Ранние буддисты использовали такие варианты методов контрацепции как воздержание от секса и контроль эякуляции мужчин. Кроме того, еще со времен Будды буддистам были известны древние формы оральной контрацепции[1].

 

Поскольку буддизм осуждает причинение вреда и убийство, как правило, буддисты не одобряют аборты, рассматривая их как случай убийства человеческого существа. Дисциплинарные правила ранней монашеской общины Виная запрещают приготовление абортивных средств для беременных женщин. Однако, приготовление зельев для зачатия или для контрацепции осуждались в раннем буддизме только в том случае, если использовавшая их женщина умирала[1].

 

Хотя буддизм с начала своего возникновения выступал против отнятия жизни, включая и пренатальную (внутриутробную) жизнь, брак и воспроизводство потомства сами по себе не заняли никакого особенного места в буддийской традиции. Фактически они рассматривались как мирские, а не религиозные явления[1]. Брак в буддизме не считается религиозным долгом[2]. Сексуальная жизнь не считается ни греховной, ни освященной, однако, сексуальность может усиливать препятствующие просветлению тенденции из-за своей инстинктивной и бессознательной природы[3].

 

В целом буддизм не предоставляет какой-либо религиозной поддержки плодородию, а остается нейтральным. Буддийское учение не выделяет и не подчеркивает каким-либо образом деторождение[1]. Для сравнения: если в традиции иудаизма мужчинам предписано жениться и умножать потомство, а в христианской традиции брак рассматривается как таинство с основной целью деторождения, то в буддизме нет ничего подобного.

Современный взгляд

Будда учит учеников
Будда учит учеников четырем благородным истинам (иллюстрация рукописи в монастыре Наланда, Индия)

Некоторые современные исследователи, тем не менее, считают, что традиционное буддийское учение благоприятствует в большей мере плодородию, чем контролю рождаемости. (Такое мнение высказывается, например, в книге, посвященной исследованиям Индии). Данное мнение обосновывается тем, что, поскольку в буддийском учении рождение в теле человека дает возможность достижения нирваны, согласно одной из точек зрения, чем больше рождается людей, тем большее число существ потенциально имеют возможность достичь ее, а ограничение числа рождений людей ограничивает и возможности достижения просветления[4] (для тех, кто не родился). Подобный буддийский взгляд не является единственным. Буддизму вообще свойственно разнообразие школ и точек зрения.

 

Буддизм не учит, что размножение является необходимой целью брака, и это обстоятельство делает возможным беспроблемное принятие контрацепции в буддизме[1]. Буддисты не приветствуют вмешательство в природное развитие жизни, но контрацепция допускается, когда в ней есть разумная потребность. Например, буддизм допускает контроль рождаемости, если ожидается, что большое число детей будет тяжелой обузой для родителей и их окружения[4].

 

Поскольку в раннем буддизме не было специального осуждения использования контрацепции (кроме случаев, когда это приводило к гибели плода или матери), более поздний буддизм, включая буддизм в Южной Азии, Китае и Японии, также воспринимает контрацепцию допустимой. С течением времени, постепенно буддизм стал не только не отвергать возможность применения контрацепции, но и находить логику для ее оправдания. Использование контрацепции стало считаться оправданным как средство планирования семьи с целью предотвращения личного, социального и экономического страдания, которое может быть вызвано рождением большого числа детей[1]. Однако, буддизм не одобряет применение контрацепции для ведения беспорядочного образа половой жизни[1], которое порицается как неэффективное контролирование страстей[3].

 

Методы контрацепции

Храм Махабодхи в Бодхгае, Индия
Храм Махабодхи в Бодхгае, Индия. Два монаха медитируют перед ним. Дерево, под которым Будда достиг просветления, находится на левой стороне, позади монахов. Этот храм является главным местом паломничества буддизма в мире

Буддизм позволяет использовать любые ненасильственные формы контрацепции. Планирование семьи допустимо и поощрительно, когда намерение использовать контрацепцию направлено на благо и избегает причинения вреда. Согласно буддийскому учению, новая жизнь начинается в момент зачатия, поэтому к ненасильственным методам контрацепции относятся те, которые не разрушают плоды зачатия[3].  

 

Буддизм не отвергает современные методы контрацепции. Воздержание от сексуальных актов в браке является вопросом личного выбора, а другие методы контрацепции не противопоставляются воздержанию в буддизме. Однако, использование тех методов контрацепции, которые препятствуют имплантации в матку уже оплодотворенной яйцеклетки, рассматриваются проблематичными из-за того, что оплодотворение связывается с началом жизни, и разрушение зачатой жизни воспринимается как абортивное, то есть насильственное, действие[3].

 

Как правило, к методам такого действия относят "таблетки следующего утра" (противники абортов считают их явным абортивным средством). Кроме того, многие верующие акцентируют внимание на том, что механизм действия внутриматочных устройств (называемых также "спиралями") работает на препятствие имплантации[2]. Буддисты, которые разделяют этот взгляд, рассматривают использование внутриматочных устройств как нежелательное. Однако, механизм действия внутриматочных устройств обсуждается, в том числе обсуждается действие препятствия оплодотворению, и это может влиять на мнение о приемлемости метода среди некоторых буддистов[3].

 

Гормональные контрацептивы имеют различный состав, и их действие рассматривается неодинаково. Если контрацептив содержит гестоген, то предполагается, что он может препятствовать имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Однако, если контрацептив содержит высокие дозы эстрогена, то считается, что он может препятствовать оплодотворению. Исходя из этого, некоторые буддийские авторы считают неприемлемыми контрацептивы на основе гестогена, но приемлемыми те, которые содержат высокие дозы эстрогена[2]. 

 

Помимо этого, к числу приемлемых методов контрацепции в буддизме относят барьерные методы, такие как презервативы и диафрагмы, а также метод ритма, стерилизацию и вазектомию[2]. Некоторые авторы включают в число приемлемых средств оральные контрацептивы без оговорок по поводу их состава[4].

 

Жизненные реалии

Танка, бхавачакра
Традиционная буддийская Танка с изображением колеса жизни (бхавачакры)

На практике буддисты относятся к методам контрацепции по-разному и не всегда опираются на идеальное представление об отсутствии возможного абортивного действия контрацептивов. Одно из исследований показало, что буддисты Шри-Ланки считают неприемлемым применение "таблеток следующего утра" и внутриматочных устройств. Другое исследование установило, что, когда буддийские медицинские работы на Тайланде сообщили, что внутриматочные устройства могут стать причиной разрушения оплодотворенной яйцеклетки, они не имели ввиду, что по этой причине следует прекратить использовать внутриматочные устройства. В действительности исследование 1965 года обнаружило, что внутриматочные устройства (lippes loop) были самым популярным контрацептивом на Тайланде: их применяли 77% женщин, в то время как оральные контрацептивы использовали 13%, а презервативы - 9%. Однако, к 1967 году в два раза больше женщин использовали оральные контрацептивы, чем внутриматочные[2].

 

Исследователи полагают, что по мере широкого распространения методов контрацепции, оральные контрацептивы становятся более предпочтительными, чем внутриматочные устройства. Тем не менее, внутриматочные устройства по-прежнему широко используются. Невысокая популярность презервативов, как предполагают исследователи, имеет связь с мнением об их ненадежности, а использование контрацептивов с возможным абортивным действием основано на взгляде, что ранняя по сроку от зачатия форма аборта более предпочтительна, чем аборт, совершенный позднее[2].

 

Политика контроля рождаемости одобрена во многих странах буддизма. В частности, установлено, что буддисты на Тайланде и Шри-Ланке чувствуют, что рост населения, который пропорционален потребности в продуктах питания, может способствовать бедности и преступлениям[2]. В качестве примера широкого признания контрацепции можно привести Тайланд, где большинство женщин репродуктивного возраста используют контрацепцию[3]. Согласно исследованию еще  1968 года, на Тайланде 71% замужних женщин детородного возраста выступали за применение контрацепции[2].

 

В то же время среди буддистов сохраняется и отторжение контрацепции, связанное не столько с религиозными взглядами, сколько с культурными факторами. Часть буддистов не принимает использование контрацепции, основываясь на чувстве противоречия традиционной культуре сексуальных ценностей и на представлении, что использование контрацепции ведет к распространению добрачных половых связей. Кроме того, многим буддийским женщинам недостает образования о правильном использовании контрацепции. Такое образование является важным для женщин, поскольку установлено, что контрацепцию чаще используют женщины, чем мужчины[3].

Список использованной литературы

[1] Robert Veatch. Cross-Cultural Perpectives in Medical Ethics. - Jones and Bartlett Publishers, 2000. P. 269-270

[2] Peter Harvey. An Introduction to Buddhist Ethics: Foundations, Values and Issues. - Cambridge University Press, 2000. P. 326-327

[3] Amirrtha Srikanthan, Robert L. Reid (Division of Reproductive Endocrinology and Infertility, Department of Obstetrics and Gynecology, Queen’s University, Kingston ON.). Religious and Cultural Influences on  Contraception. - JOGC (Journal of Obstetrics and Gynaecology Canada?), February 2008

[4] Bedprakas SyamRoy. India's Journey Towards Sustainable Population. - Springer, 2017. P. 85-86

16 марта 2017