Ислам и контрацепция

Среди знатоков ислама нет единого мнения о контроле рождаемости и существуют разные трактовки религиозного учения. Большинство знатоков ислама допускают применение контрацепции. Религиозные лидеры многих стран ислама издали фетвы, одобряющие применение контрацепции. Однако, современная практика контроля рождаемости сталкивается в странах ислама с препятствиями, связанными, помимо другой трактовки учения ислама, с различными социо-культурными и политическими причинами. Некоторые страны ислама успешно проводят политику планирования семьи. Однако, часть исламского мира отвергает контроль рождаемости.

Учение ислама

Коран и Хадисы

Имам ведет молитву
Имам ведет молитву (картина примерно 1922 г.)

Священная книга ислама Коран не содержит каких-либо текстов, которые упоминают что-либо о контроле рождаемости напрямую[1]. Коран содержит строфы, которые говорят о детях как о божественном даре (16:72; 18:46; 25:74), а также о том, что только Бог имеет власть создавать жизнь и поддерживать ее (67:1-2; 56:57-74; 11:6). Две строфы Корана запрещают убивать детей по причине неспособности обеспечить их (17:31; 6:151). Коран также безоговорочно осуждает убийство девочек (60:12; 81:8-9), практику, которая осуществлялась в некоторых арабских пламенах в период зарождения ислама[2].

 

Традиция ислама содержит предания о действиях Пророка Мухаммеда - хадисы, среди которых есть упоминания о прерванном половом акте (называемом на арабском языке "ал-азл"). Прерванный половой акт являлся простейшим методом контрацепции. Согласно некоторым хадисам, Пророк Мухаммед не запрещал прерывать половой акт. Другие хадисы указывают, что для прерывания полового акта мужчина должен получить согласие женщины[1][2].

Интерпретации за и против контрацепции

Молящийся паломник в Мечети аль-Харам, в Мекке
Молящийся паломник в Мечети аль-Харам, в Мекке (Саудовская Аравия)

Ввиду отсутствия прямых указаний о контроле рождаемости в авторитетных текстах ислама современные мусульмане имеют различные и прямо противоположные подходы к этому вопросу, по-разному интерпретируя авторитетные тексты. 

 

Многие правоведы ислама считают, что, поскольку существуют хадисы, согласно которым в раннем исламе была практика прерванного полового акта, и пророк Мухаммед не возражал против этого, это дает основание для расширительного применения практики прерванного полового акта до современных методов контрацепции[1][2]. По мнению этих правоведов, современные методы контрацепции, предотвращающие оплодотворение, допустимо применять для обеспечения здоровья женщины и материального благополучия семьи, аналогично прерванному половому акту[3], при условии взаимного согласия супругов[4].

 

Однако, другие правоведы ислама, традиционалистского толка, возражают против такой трактовки. Они утверждают, что Бог распоряжается спермой так, как хочет, и люди, не зная Его воли, не должны вмешиваться в половой акт. По мнению этой части знатоков ислама, Коран запретом убивать детей запрещает и предотвращать беременность. Они приравнивают потерю спермы к убийству ребенка (который мог быть рожден), и на этом основании утверждают недопустимость всех методов, предотвращающих беременность[3]. Такую позицию, которая отрицает любые формы контрацепции, включая прерванный половой акт, занимает меньшинство знатоков ислама[1]. Кроме того, на основании запрета детоубийства в Коране среди традиционалистов существует мнение, аналогичное позиции христианских защитников "права на жизнь" с момента зачатия, о недопустимости прерывать беременность после оплодотворения[2][3].

 

В противоположности этому сторонники контроля рождаемости в исламе считают, что запрет убийства детей относится только к уже родившимся детям, а также к плоду после "седьмой стадии творения", то есть 120 дней после оплодотворения. По мнению сторонников допустимости контрацепции, которые составляют большинство знатоков ислама[1], прерванный половой акт не может сравниваться с детоубийством, поскольку ребенок еще не появился[3]. Правоведы, использующие принцип рассуждения по аналогии (кияс), расширительно трактуют, что использование современных контрацептивов, которые функционируют аналогично прерванному половому акту, разрешено[1], поскольку не может приравниваться к убийству детей[3]. Кроме того, в этой традиции толкования аборт может быть разрешен[2] в течение четырех месяцев после оплодотворения[4], если для этого существуют обоснованные причины, такие как, например, неспособность матери к грудному вскармливанию ребенка[3].

 

Как противники, так и сторонники контроля рождаемости в исламе согласны с тем, что предназначением брака является рождение детей. Сторонники контроля рождаемости согласны, что брачная пара не должна постоянно предотвращать возможное рождение детей. Однако, сторонники и противники контроля рождаемости расходятся в понимании роли сексуального акта в браке. Сторонники контроля рождаемости считают, что интимная близость и сексуальное удовольствие важны для укрепления брака и необязательно должны быть сопряжены с целью родить потомство. С этой точки зрения, укрепление отношений в браке является таким же важным основанием для вступления в половой акт, как и рождение детей. Традиционалисты, напротив, считают, что только рождение детей является причиной для вступления в половой акт[3].

 

Хотя в современном исламе голоса традиционалистов нередко звучат громко, исторически восемь из девяти классических школ исламского права допускают применение практики контрацепции[5][6].

Исторические свидетельства о контрацепции

Культура ислама в его "золотой век" (периода средневековья) была терпима к попыткам контроля рождаемости. Мусульманская медицина этой эпохи на протяжении нескольких веков содержит знания о способах и средствах контрацепции[6], предшествовавших современным научным методам. Арабские средневековые авторы оставили тексты, описывающие эти способы. Среди них были как такие, которые могли быть в какой-то мере эффективны, так и достаточно сомнительные[4]. 

портрет Разеса
Разес (ар-Рази) (портрет)

Персидский врач Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (Abū Bakr Muhammad ibn Zakariyyā al-Rāzī), известный в Европе как Разес (860-921), крупная фигура в истории медицины, описал некоторые способы контрацепции в тексте "Квинтессенция опыта" (англ. Quintessence of Experience, араб. Khulasai-al Tajarib).

В числе этих способов он указывал прерванный половой акт и сохраненный половой акт, а также введение во влагалище свеч, состоящих из животных и растительных компонентов (таких как ушная сера, смола тамариска, мяготь граната, помет слона, желчь и другие) в качестве преграды, предотвращающей проникновение спермы. Другими способами контрацепции, согласно Разесу, были попытки удаления спермы после полового акта с помощью различных препаратов, вызывающих менструальные выделения, а также посредством совершения быстрых движений, прыжков, криков, чиханий, сморканий, окуривания влагалища и введения различных зондов[4]. В самом известном и крупном труде Разеса "Всеобъемлющая книга по медицине" (англ. Comprehensive book on medicine, араб. Kitab al-Hawi) он изложил список из 176 веществ для контроля рождаемости[5]. 

 

Другим персидским автором, оставившим описания средневековых способов контрацепции, был врач Али ибн Аббас ('Ali ibn al-'Abbas al-Majusi) (ум. 994), известный написанием руководства по медицине под названием "Королевская книга" (англ. The Royal Book, араб. Al-Kitāb al-Malakī) или "Полная книга врачебного искусства" (англ. The Complete Book of the Medical Art, араб. Kāmil al-ṣināʻa al-ṭibbīya). Этот трактат содержит главу о предотвращении зачатия. В числе способов, которые описывал Али ибн Аббас, было введение во влагалище женщины каменной соли и покрытие дегтем пениса мужчины, а также использование женщинами растительных компонентов (таких как семена капусты, сок руты и листья плодов плакучей ивы)[4]. 

Авиценна
Авиценна (Ибн Сина) (картина)

О способах и средствах контрацепции сообщает самый известный средневековый мусульманский мыслитель, персидский философ и врач Ибн Сина (Abū ‘Alī Husein ibn ‘Abdallāh ibn Sīnā), известный на западе как Авиценна (980-1037). Его медицинская энциклопедия "Канон медицины" (‎англ. The Canon of Medicine, араб. Al-Qanun fi t-Tibb) использовалась как базовый медицинский текст на западе вплоть до XVIII века, а раздел о контрацепции и абортивных средствах продолжал рассматриваться и в XIX веке. В целях контрацепции Ибн Сина указывал мужчинам покрывать пенис свинцовым белилом или дегтем, а женщинам вводить во влагалище мякоть граната, смешанную с квасцами, и, кроме того, рекомендовал свечи из определенных природных компонентов. Авиценна также предлагал использовать перец для предотвращения беременности после коитуса, использовать помет слона как сам по себе, так и в качестве фумиганта, и многое другое[4]. В "Каноне медицины" перечислено 20 веществ для контроля рождаемости[5]. По мнению специалиста по истории медицины, профессора Джона Риддла (John Riddle), Авиценна включил в свой труд все контрацептивные и абортивные средства, известные медицине в то время и найденные в других древних и средневековых источниках[4].

 

Множество других мусульманских авторов писали о контрацептивных и абортивных средствах. Многие из этих текстов проникли в Европу в латинском переводе тунисского врача начала XI века Константина Африканcкого, который познакомил европейцев с арабской медициной. Однако, в некоторых копиях манускриптов Константина главы по этой теме были удалены. Тем не менее, сведения об этих знаниях проникли на запад, хотя западные медицинские авторы не всегда упоминают их в своих сочинениях[4]. (В христианских странах попытки применять контрацепцию и совершать аборты в то время преследовались).

 

Имеющиеся свидетельства позволяют заключить, что в средневековом исламском мире присутствовали знания о способах и средствах контрацепции той эпохи, производились расчеты периодов, во время которых беременность была менее вероятна, и были знания о том, как совершать аборты. Однако, поскольку не все зависит от действий человека, вместе с использованием природных средств для контроля рождаемости совершались также магические действия. В распространении знаний о контрацепции активно участвовали повивальные бабки, которые имели больше свободы в исламском мире, чем на западе в христианском[4].

 

Религиозные авторитеты того времени также имели представление о контрацепции. Различные правоведы ислама обсуждали вопрос, по каким причинам приемлемо или предосудительно ее использовать. К примеру, влиятельный мусульманский теолог и правовед персидского происхождения Аль Газали (Abū Ḥāmid Muḥammad ibn Muḥammad al-Ghazālī) (1058-1111) поддерживал использование контрацепции для целого ряда причин, в том числе материальных (в случае, если большое число иждивенцев вызовет финансовые и психологические трудности для семьи), для защиты жизни женщины (в случае, если роды создают физическую опасность) и для сохранения красоты и привлекательности женщины (в патриархальной традиции: ради наслаждения мужа)[5].

Контроль рождаемости в современных странах ислама

Проблема темпов роста населения

Женщина в хиджабе перед Мечетью султана Хасана и Мечетью ар-Рифаи в Каире
Женщина в хиджабе перед Мечетью султана Хасана (слева) и Мечетью ар-Рифаи (справа) в Каире (Египет)

Контроль рождаемости и планирование семьи являются важным вопросом для многих современных стран ислама. Исследования показывают, что мусульманские страны имеют самые высокие темпы роста населения в мире. В то время как в западных странах этот показатель составляет, например, в Великобритании - 0,2%, во Франции - 0,39%, в США - 0,89%, в мусульманских странах он значительно выше и может достигать почти 3,5%. К примеру, в Индонезии показатель темпа роста населения составляет 1,49%, в Пакистане - 1,89%, в Бангладеше - 2,08%, в Саудовской Аравии - 2,44%, в Йемене - 3,44%[2].

 

Высокие темпы роста населения влекут за собой серьезные социальные и экономические проблемы для страны. Многие страны ислама испытывают нехватку ресурсов и не могут справиться с этими проблемами при высоком темпе роста населения, и даже такие богатые нефтедобывающие страны, как Саудовская Аравия, имеют трудности. С ростом населения жителям мусульманских стран сложнее получить образование, медицинские услуги и работу. Правительства многих стран ислама осознают эти проблемы и поддерживают программы планирования семьи[2]. Религиозные лидеры многих мусульманских стран издали фетвы, одобряющие планирование семьи и современные методы контрацепции, начиная с 1990-х годов[3][4].

Препятствия и сопротивление контролю рождаемости

Иракские девушки на повозке, запряженной ослом
Иракские девушки на повозке, запряженной ослом на улицах Абу Атхам (Ирак)

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, контроль рождаемости сталкивается с препятствиями во многих странах ислама по ряду различных причин, в том числе из-за недостатка материальных средств, а также потому, что многие мусульманские страны имеют большой процент населения, живущего за счет сельскохозяйственного труда, и в этих условиях оказывается выгодно иметь большие семьи. Помимо этого, в исламе глубоко укоренена традиция доминирования мужчин и не хватает независимости женщин, в результате чего женщинам сложно принимать собственные решения, в том числе о контроле рождаемости. Консервативные алимы поддерживают эти традиции и поощряют родителей иметь много детей[2].

 

Препятствием контролю рождаемости является также политика противопоставления мусульманского и западного миров. Некоторые мусульманские и националистические лидеры побуждают семьи иметь много детей, объясняя это необходимостью противостоять господству не-мусульманских стран, изображая контроль рождаемости как часть "западного заговора" по ограничению размера мусульманского населения. Такие настроения стали, в частности, причиной роста палестинского населения на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, а также в Иране, где между 1979 и 1986 годами население выросло от 42 миллионов до 50 миллионов[2].

 

Когда в 1994 году в Каире состоялась Международная конференция ООН по народонаселению и развитию, многие мусульманские сообщества и их лидеры отнеслись с подозрением к инициативе ООН продвигать планирование семьи и контроль рождаемости населения. Совет алимов Саудовской Аравии, высший государственный религиозный авторитетный орган этой страны, осудил конференцию как "свирепое нападение на исламское общество" и запретил мусульманам посещать ее. Судан, Ливан и Ирак присоединились к Саудовской Аравии и заявили, что не будут посылать делегатов в Каир. Повестка дня конференции, касающаяся планирования семьи и контроля рождаемости, была воспринята этой частью мусульманского мира как навязывание мусульманам западных ценностей и попытка возродить "колониальные и имперские амбиции". Однако, такая позиция не отражает весь спектр ислама. На конференции присутствовало немало мусульман, согласных с ее целями[5]. В данное время большинство стран ислама одобрили Программу действий Международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 года, а также Декларацию тысячеления ООН 2000 года, содержащую призыв обеспечить всеобщий доступ к информации и услугам планирования семьи[7].

 

Влияние сопротивления консервативной части ислама против контроля рождаемости проявилось также во время конференции 2005 года, когда 40 знатоков ислама из 21 страны призывали прилагать усилия к продвижению планирования народонаселения и улучшению услуг репродуктивного здоровья. Однако, хотя все участники конференции были благосклонно настроены к использованию контрацепции женатыми парами, они были против того, чтоб сделать заявление об этом в совместной декларации, боясь расправы со стороны более консервативных лидеров ислама своих стран[6].

 

Существуют некоторые мусульманские страны, которые имеют успехи в преодолевании местных сдерживающих факторов планирования семьи и в той или иной мере добились контроля над темпами роста населения. Стоит отметить, что программы планирования семьи распространяются под лозунгами улучшения здоровья женщин и детей, а не только замедления темпов роста населения для социально-культурного развития страны[7].

Примеры некоторых стран с контролем рождаемости

Медицинская ассоциация Пакистана в 2013 году представила отчет о ситуации с контролем рождаемости в этой стране, снабдив его (на основе анализа научных источников) примерами нескольких других стран ислама, стремящихся осуществлять контроль рождаемости[7]. В числе таких примеров стали страны Юго-Восточной Азии: Бангладеш, Афганистан, Малайзия и Индонезия, страны Ближнего Востока: Иран, Египет, Иордания, Кувейт, страна на территории Европы Турция и страны Африки: Марокко и Нигерия.

 

Проблемы в Пакистане

Женщины и девочки Пакистана
Пакистанские женщины и девочки в Шададкоте, на северо-западе провинции Синд (Пакистан)

Ситуация с контролем рождаемости в Пакистане является одним из случаев, когда попытки планирования семьи пока не принесли желаемых результатов. Наиболее распространенными факторами, препятствующими контролю рождаемости в Пакистане, исследователи называют влияние взглядов свекровей на замужних женщин, отсутствие материальной независимости, отсутствие коммуникации между супругами по сексуальным вопросам, а также традиционалистские толкования религии. В наибольшей мере планирование семьи плохо осуществляется в изолированных сельских районах, где низкий уровень использования контрацепции коррелирует с уровнем изоляции, нищеты, неграмотности и отвергающими контроль рождаемости религиозными представлениями.

 

По данным Медицинской ассоциации Пакистана, в 2012 году около 25% пар, которые хотели бы получить услуги планирования семьи, не получили их по разным причинам, одной из которых может быть религия, особенно в отдаленной сельской местности, где средства массовой информации все еще не оказывают влияние на население. Согласно Отчету демографии и здравоохрания Пакистана 2006-2007 годов, 6% женщин были лишены возможности использовать контрацепцию по религиозным соображениям, под влиянием местного духовенства, объявившего ее применение грехом. Исследования показали, что религиозные лидеры, которые имеют больше знаний о методах контрацепции, фактически одобряют планирование семьи. Кроме того, религиозные лидеры в более образованных провинциях имеют более положительное мнение о методах контрацепции в сравнении с лидерами провинций с низким уровнем образованности[7].

 

Религиозное образование в Египте

Мечеть аль-Азхар и Университет аль-Азхар
Мечеть аль-Азхар и Университет аль-Азхар в Каире

В Египте расположены два знаменитых крупных центра учения ислама: Мечеть аль-Азхар и связанный с нею Университет аль-Азхар. Эти крупные центры ислама неоднократно издавали фетвы в поддержку современных методов контрацепции, а египетское правительство использовало эти фетвы в кампаниях по распространению программ планирования семьи. Еще в середине 1930-х годов великий муфтий, самый авторитетный интерпретатор законов ислама в стране, издал религиозный указ, позволяющий создание клиник контроля рождаемости. В обосновании своего решения он указал, что самые ранние последователи Пророка Мухаммеда практиковали контрацепцию с его ведома, и он не запрещал это. В 1964 году Шейх Хасан Мамун поощрил использовать контрацепцию в интересах нужд народа. С 1980 года религиозные лидеры Египта оказывают значительную помощь в работе государственного образования, выступая в поддержку приемлемости контроля рождаемости с точки зрения ислама. В 1990-е годы Национальная комиссия народонаселения сделала вопросы воспроизводства населения частью учебного плана, включая курс религиозного образования. Сейчас в Египте противозачаточные средства доступны во всех основных государственных учреждениях здравоохранения[7].

 

Политика планирования семьи в Иране

Иранская семья на улице
Иранская семья на улице в Шуше, на юго-западе Ирана

Исламская республика Иран создала одну из наиболее успешных программ планирования семьи в современном мире. После долгой и затратной войны 1980-х годов власти Ирана осознали, что страна не может кормить, обучать, заботиться и предоставлять рабочие места народу при высоком темпе роста населения. В результате были запущены новые программы планирования семьи, и методы контроля рождаемости стали широко доступны[2]. Религиозные лидеры включились в устранение общественных страхов по поводу методов контрацепции. Социальная стигматизация, такая как мужское неприятие контрацепции, устранялась с участием духовных лиц, алимов, но решающую роль играли усилия политических деятелей[7].

 

Среди важных мер Министерство здравоохранения и Министерство образования Ирана регулярно выпускали фетвы для провинциальных учреждений и для нижестоящих медицинский инстранций, чтобы устранить любые сомнения насчет соответствия планирования семьи и современной контрацепции учению ислама. Медицинские учреждения были должны предъявлять эти фетвы своим клиентам[7].

 

Когда иранские пары желали вступить в брак, они были обязаны пройти курс планирования семьи, который включал обучение по использованию современных методов контрацепции, таких как внутриматочные устройства, противозачаточные таблетки и презервативы. Средства контрацепции часто раздавались бесплатно правительственными центрами здравоохранения. Парам, которые уже имели детей, были разрешены добровольная вазоэктомия мужчин и стерилизация женщин. Иранские власти поощряли семейные пары, что иметь небольшие семьи предпочтительнее, чем большие[2]. Такая политика продолжалась в Иране с 1990-х по 2012 год[8].

 

В июле 2012 года верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи заявил, что политика планирования семьи имела смысл 20 лет назад, но в текущих условиях ее продолжение будет неверным, так как приведет к старению населения и сокращению его численности[8]. После этого власти Ирана стали сокращать финансирование программ планирования семьи и поощрять рождение детей как материально, так и пропагандируя, что иметь большое число детей это счастье[9].

 

Примеры других стран

 

В Бангладеше контролю рождаемости препятствует неодобрение со стороны мужей и распространенность ложных слухов о контрацептивах. Чтобы преодолеть это, правительство Бангладеша активно привлекает знатоков ислама поддерживать охрану здоровья матерей и детей, в том числе планирование семьи.

Афганские женщины
Афганские женщины на рынке

В сельской местности Афганистана продвижение планирования семьи стало возможным благодаря привлечению к этому местных сообществ и религиозных лидеров. Для того, чтобы ввести новую практику в местных условиях, были проведены обсуждения с религиозными лидерами, работниками медицины и членами семей. Информация о контрацепции была скорректирована с учетом местных особенностей и снабжена объяснениями о поддержке этого учением ислама.

 

В Малайзии услуги по охране репродуктивного здоровья, в том числе программа планирования семьи, были включены в существующую систему здравоохранения,  как государственную, так и частную, и стали доступными. Контролю рождаемости способствуют обсуждения со всеми группами общества, включая духовенство.

 

В Индонезии знание методов контрацепции широко распространено. В 2002-2003 годах 99% замужних женщин знали, по крайней мере, один из современных методов контрацепции. Использованию контрацепции способствует рост уровня образованности женщин. В Индонезии почти нет религиозного сопротивления планированию семьи.

 

В Иордании местные традиции не способствовали планированию семьи. Учение ислама часто трактовалось как запрет методов контрацепции. Для одобрения планирования семьи привлекаются религиозные лидеры. С поддержкой фетв религиозных лидеров программы планирования семьи стали встречать понимание контрацепции в мусульманских сообществах.

 

В Кувейте было негативное отношение женщин к контролю рождаемости, так как они считали, что учение ислама не разрешает это делать. Сейчас в Кувейте в основном признается допустимость использования контрацепции. Кувейт не имеет государственного финансирования программ планирования семьи, но правительство обеспечивает население бесплатными противозачаточными средствами.

 

В Турции религиозные лидеры положительно относятся к контрацепции и участвуют в продвижении программ репродуктивного здоровья и обучения планированию семьи. Существенными причинами отказа от контрацепции были влияние семей и религиозные барьеры. Благодаря привлечению к участию мужей, религиозных лидеров и других значимых лидеров общества программы планирования семьи стали эффективнее. Снижение числа беременностей и добровольных абортов осуществляется с ростом образовательного и социо-культурного уровня, а также благодаря объяснению, что запрещающие контрацепцию религиозные трактовки ошибочны.

 

В Морокко использованию контрацепции препятствовали религиозные экстремисты. Исследование установило, что религиозные экстремисты играли основную роль в утверждении запрещающих планировать семью толкований ислама. Однако, неудовлетворительные экономические условия побудили представителей духовенства включаться в государственную программу, чтобы помогать в достижении снижения темпов рождаемости.

 

В Нигерии большинство религиозных лидеров осознают важность сексуального образования в школах, хотя некоторые религиозные лидеры не соглашаются с этим. Специалисты пришли к пониманию, что сексуальное образование нуждается в согласованности с культурными ценностями.

Список использованной литературы

[1] John L. Esposito  (Editor). The Oxford Dictionary of Islam. - Oxford University Press, 2004. P. 44

[2] Juan Eduardo Campo. Encyclopedia of Islam. - Infobase Publishing, 2009. P. 104-105

[3] Marian Rengel. Encyclopedia of Birth Control. - Greenwood, 2000. P. 124-125

[4] Vern L. Bullough (Editor). Encyclopedia of Birth Control. - ABC-CLIO, 2001. P. 153-155

[5] Sa'diyya Shaikh. Family planning, Contraception and Abortion in Islam: Undertaking Khilafah: Moral Agency, Justice and Compassion / Daniel C. Maguire (Editor). Sacred Rights: The Case for Contraception and Abortion in World Religions. - Oxford University Press, 2003. Pp. 105-128 

[6] Islamic views on contraception / BBC (ethics, religion)

[7] Babar Tasneem Shaikh  (Health Services Academy, Islamabad),  Syed Khurram Azmat  (Marie Stopes Society, Karachi),  Arslan Mazhar  (Health Services Academy). Family Planning and Contraception in Islamic Countries: A Critical Review of the Literature. - Journal of the Pakistan Medical Association (April, 2013)

[8] Iran urges baby boom, slashes birth-control programs / USA Today (29.07.2012)

[9] Make more babies.  Iran’s leaders are worried about their country’s declining population / The Economist Newspaper (07.07.2014)

12 февраля 2017