Протестантизм и контрацепция

Хотя протестантские реформаторы выделяли как ценность единение супругов в браке (в отличии от традиционного католичества, для которого основной целью брака много столетий было деторождение), основоположники протестантизма и протестантские церкви в целом до XX века не одобряли контроль рождаемости. Отношение протестантизма к контролю рождаемости изменилось только в XX веке. В современном мире подавляющее большинство протестантов в той или иной мере считают допустимым использование контрацепции в браке.

Англиканская церковь

Кентерберийский собор
Кентерберийский собор

Первые изменения в отношении христиан к контрацепции произошли в Англиканской церкви. Еще в 1908 году епископы Англиканской церкви, собравшиеся на Ламбертской конференции, описывали контроль рождаемости в негативном свете, утверждая, что это "не может упоминаться без отвращения". В официальном заявлении по этому вопросу говорится, что "Конференция с тревогой отмечает растущую практику искусственного ограничения семьи и настоятельно призывает всех христиан отказывать в поддержке использования любых искусственных средств ограничения как деморализующих личность и враждебных национальному благополучию"[1][2].

 

К следующей Ламбертской конференции епископов, которая прошла в 1920 году, некоторые группы верующих в Англиканской церкви стали расширять взгляд на сексуальность, рассматривая сексуальные отношения мужа и жены как благо само по себе, выражение их любви друг ко другу. Эти группы англикан также отмечали, что люди ограничивают число своих детей для того, чтоб иметь больше возможностей сделать их успешными[2]. Тем не менее, итоговое заявление Ламбертской конференция 1920 года осуждает "любое преднамеренное культивирование сексуальной активности как цели самой по себе"[3].

 

Однако, уже на следующей Ламбертской конференции в 1930 году прозвучало признание возможности морального оправдания использования контрацепции[3]. Конференция заявила, что "там, где ясно чувствуется моральное обязательство ограничить или избежать родительства, полное воздержание является основным и очевидным методом", но если в такой ситуации существует морально здравый аргумент избегать воздержания, то "Конференция согласна, что другие методы [контрацепции] могут использоваться, при условии, что это делается в свете христианских принципов"[1][2].

 

Ко времени Ламбертской конференции 1958 года использование контрацепции стало принятой практикой большинства англикан. На этой конференции было подтверждено, что ответственность за принятие решения о количестве детей и частоте их рождения возложена Богом на совесть родителей, и они могут это делать "такими способами [контроля рождаемости], которые приемлемы для мужа и жены"[2].

 

На следующей Ламбертской конференции 1968 года епископы Англиканской церкви обсудили энциклику папы Павла VI Humane Vitae, где папа заявил,  что каждый сексуальный акт должен оставаться открытым передаче жизни. Епископы Англиканской церкви оценили беспокойство папы об институте брака и семейной жизни, но не согласились с тем, что все методы контрацепции, кроме основанных на воздержании и на вычислении фертильных и стерильных периодов у женщин, противоречат воле Бога[2].

 

Для понимания большей гибкости англиканства по сравнению с католичеством в этом вопросе и других нужно понимать отличия источников духовного авторитета официального учения этих церквей. В то время как в католичестве папа считается источником власти в нравственных и доктринальных вопросах, англиканство указывает в качестве авторитета три источника: "Писание, Традицию и Рассуждение" (Scripture, Tradition and Reason). Последнее время все чаще эти три источника дополняются четвертым - обращением к "человеческому опыту" (human experience). В частности, изменение отношения Англиканской церкви к использованию контрацепции объясняется опытом живущих в браке христиан[2].

Признание контрацепции среди протестантов

После первого признания в 1930 году Англиканской церковью возможности использования искусственной контрацепции происходит неуклонный рост ее принятия среди протестантов различных деноминаций. Протестантские церкви по всей Европе приняли современные методы контроля рождаемости в течение следующих 25 лет[4]. В США и Канаде тоже протекало признание контрацепции. 

церковь гугенотов
Протестантская церковь (церковь гугенотов), внутренний интерьер

В частности, об одобрении современных методов контроля рождаемости заявили[5]:

* Генеральный совет конгрегационалистских христиан в США (General Council of Congregation Christians) в 1931 году,

* Генеральный синод Объединенной церкви Канады (General Synod of United church of Canada) в 1936,

* Конференция методистов Великобритании (Methodist Conference of Great Britain) в 1939,

* Британский совет церквей (British Council of Churches) в 1943,

* Комитет Церкви Шотландии (Committee of Church of Scotland) в 1944,

* Епископы Лютеранской церкви Швеции (Bishops of Lutheran Church of Sweden) в 1951,

* Генеральный синод Нидерландской реформаторской церкви (General Synod of the Netherlands Reformed Church) в 1952,

* Лютеранская церковь аугсбургского исповедания в Америке (скандинавская) (Augustana Evangelical Lutheran Church) в 1954,

* Генеральная конференция Методисткой церкви США (General Conferance of the Methodist Church in the United States) в 1956,

* Объединенная лютеранская церковь Америки (United Lutheran Church) в 1956,

* Национальный синод Реформаторских церквей Франции (Nationai Synod of the Reformed Church of France) в 1956,

* Церковь Финляндии (Evangelical Lutheran Church of Finland) в 1956,

* наконец, Всемирный совет церквей в 1959 году.

 

В 1960-х годах противники использования контрацепции постепенно исчезают из протестантского мейнстрима, утрачивая реальное влияние в протестантских церквях. Протестанты по всему миру в основном стали благосклонно принимать контроль рождаемости[4]. В настоящее время большинство протестантских деноминаций в той или иной степени допускают искусственный контроль рождаемости.

Библия и контрацепция

Для протестантов главным авторитетом веры является Библия, тексты которой, однако, интерпретируются различным образом. Существуют всего два места Библии, исторически связанные с возражениями против контроля рождаемости[1].

"Плодитесь и размножайтесь"

В первой главе первой книги Библии Бытия в изложении истории сотворения мира говорится о творении первой пары людей: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю..." (1:28). Аналогичные слова содержатся также в 9 главе и обращены к Ною и его сыновьям, спасшимся от великого потопа: "И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю..." (9:1), "вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней" (9:7).

 

В прошлом немало христиан считали, что использование контрацепции является нарушением слов Бога: "плодитесь и размножайтесь". Сейчас сторонников такой точки зрения мало. Распространенной интерпретацией этих слов является их понимание как просто благословения Бога размножаться, данное людям. Согласно такой наиболее распространенной точке зрения, благословение не является командой каждому человеку родить как можно больше потомства и не означает, что люди не могут планировать количество и время рождения детей[6].

 

Однако, в рамках этого представления остается вопрос, может ли семейная пара вообще не заниматься деторождением. В католической и православной традиции сексуальный союз в браке сам по себе не отделяется от цели деторождения (количество детей ограничиваться может, но полный отказ от детей считается грехом). В протестантизме же есть разные точки зрения по поводу этого и в основном больше свободы. Существует мнение, что благословение размножаться прозвучало на заре существования человечества, но спустя долгое время, когда на земле много людей, не все семейные пары обязаны иметь детей. С этим вопросом связывается, в частности, тема о перенаселении земли, а также тема о неодинаковых призваниях и дарованиях верующих. 

Повествование об Онане

В 38 главе книги Бытия содержится повествование об Онане, еврее, который должен был заключить брак с женой умершего брата, чтобы рожденные у них дети (по обычаю, называемому "закон левирата"), считались продолжением рода его умершего брата. Библейский текст говорит: "Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил его" (38:9-10).

 

Исторически этот библейский отрывок часто приводится в христианской традиции как пример осуждения Богом сексуальной активности без цели деторождения. Его применяют, чтоб заявить греховность прерванного полового акта (буквально текст говорит о том, что Онан совершал эякуляцию на землю). Также этот текст традиционно применяется для осуждения мастурбации (мастурбация также завершается излиянием спермы без возможности зачатия). Противники использования контрацепции, особенно в католичестве, следуя взгляду святого Августина, распространили интерпретацию этого текста на осуждение всех видов искусственной контрацепции.

 

Однако, многие современные христиане понимают текст об Онане иначе: основываясь на его историческом контексте, указывающем на нежелание Онана исполнить "закон левирата"[7]. В такой интерпретации грех Онана понимается не как любой прерванный половой акт и не как любое "излияние семени" без цели деторождения, а только как отказ от соблюдения древнего обычая стать физическим отцом ребенка, который по традиции будет считаться сыном брата. Такая интерпретация не только не имеет связи с вопросом о контроле рождаемости, но и само требование "закона левирата" противоречит современной культуре и нравственности[1].

Проблема начала человеческой жизни и методы контрацепции

Хотя подавляющее большинство протестантов признают право семейной пары контролировать рождаемость, не все протестанты одинаково понимают, какие методы контрацепции допустимо использовать.

 

Вопрос о приемлемости различных методов контрацепции имеет отношение к концепции о начале человеческой жизни. Традиционно протестанты верят, что человеческая жизнь начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и считают неприемлемым любое предотвращение дальнейшего развития зародыша. Протестанты с такими взглядами допускают только те методы контрацепции, которые препятствуют зачатию, такие как барьерные контрацептивы, предотвращающие встречу яйцеклетки и сперматозойда, и гормональные контрацептивы, подавляющие овуляцию. Эти методы универсально принимаются во многих протестантских деноминациях, таких как англиканство, баптизм, конгрегационализм, лютеранство, методизм, пресвитерианство, квакерство[4].

 

Однако, те методы контрацепции, которые препятствуют беременности после овуляции, рассматриваются как абортивные и неприемлемые протестантами, которые верят, что человеческая жизнь начинается с оплодотворения[4]. 

 

Часть более либеральных протестантов считает, что человеческая жизнь начинается не с оплодотворения, а с одушевления, время которого неизвестно. Эти протестанты допускают возможность прерывать развитие беременности в определенных обстоятельствах, когда это можно понимать как "меньшее зло", хотя считают, что это прискорбно. Протестанты разделены по данному вопросу[4].

Абортивный эффект

Focus on the Family в Колорадо-Спрингс
Старый логотип Focus on the Family в Колорадо-Спрингс

Среди протестантов, которые верят, что человеческая жизнь начинается от зачатия, и которые считают неприемлемым препятствовать дальнейшему развитию зародыша, отсутствует консенсус по поводу оценки возможности абортивного эффекта некоторых контрацептивов. В этом разделе речь пойдет о мнениях протестантских врачей и лидеров, которые выступают в защиту жизни, начиная от зачатия (английский термин pro-life).

 

Бесспорно абортивными рассматриваются такие препараты, которые явно прерывают беременность (например, мифепристон и метотрексат)[8]. Верующие, защищающие жизнь, начиная от зачатия, также часто рассматривают как потенциально абортивные "таблетки следующего утра"[9] (в США в аннотации к экстренным контрацептивам указывается механизм препятствия имплантации после оплодотворения, в то время как в Европе экстренный контрацептив NorLevo с 2013 года не рассматривается препятствующим имплантации[10]). Некоторые внутрематочные устройства также имеют возможность предотвращать имплантацию оплодотворенной яйцеклетки и на этом основании внутрематочные устройства не одобряются верующими, защищающими жизнь, начиная от зачатия[9].

 

Однако, среди специалистов, выступающих в защиту жизни, начиная от зачатия, остается спорной оценка гормональных контрацептивов, которые лишь гипотетически могут препятствовать имплантации оплодотворенной яйцеклетки в матку. Действие таких контрацептивов оценивается по-разному[8].

 

Некоторые консервативные протестанты, как, например, Рэнди Алкорн (Randy Alcorn), служитель-евангелик и автор известных в Америке религиозных книг, отвергают все виды гормональных контрацептивов из опасения потенциально возможного препятствия имплантации оплодотворенной яйцеклетки[11]. Другие консервативные протестанты, такие как Джеймс Добсон (James Dobson)[12], один из влиятельных лидеров евангеликализма и социального консерватизма в США, основатель известной организации защиты традиционных семейных ценностей "Внимание на семье" (Focus on the Family), или как протестантский служитель и акушер Уильям Катрер (William R. Cutrer)[13], отвергают только некоторые гормональные контрацептивы.

 

Организация Джеймса Добсона "Внимание на семье" в заявлении по поводу контроля рождаемости отмечает, что не поддерживает использование внутриматочных устройств в связи с их возможностью препятствовать имплантации яйцеклетки в матку после оплодотворения, помимо препятствия оплодотворению как таковому. В заявлении также предполагается такое же действие у некомбинированных гестагенсодержащих контрацептивов в связи с тем, что исследования показали более вероятное возникновение внематочной беременности при их применении. Такое же действие по той же причине предполагается у имплантируемого контрацептива Норплант, который недоступен в США и Канаде, но используется в других странах[12].

 

Наиболее противоречивые выводы возникли у специалистов, выступающих в защиту жизни, начиная от зачатия, по поводу комбинированных контрацептивов. Некоторые из врачей пришли к заключению, что комбинированные контрацептивы имеют вероятность абортивного эффекта (на уровне препятствия имплантации), по крайней мере, некоторое время, и выразили обеспокоенность по поводу применения этих контрацептивов, даже если такие эффекты бывают в редких случаях. Другие врачи, выступающие в защиту жизни от зачатия, напротив, убеждены, что имеющиеся данные свидетельствуют в пользу того, что эти контрацептивы не имеют абортивного действия[12].

 

Консилиум врачей "Внимания на семье" после долгих обсуждений не смог придти к единому мнению о том, имеет ли место или отсутствует абортивное действие комбинированных контрацептивов[12].

 

Специалисты другой профессиональной организации религиозных врачей Американской ассоциации акушеров и гинекологов в защиту жизни (American Association of Pro Life Obstetricians and Gynecologists) отмечают, что нет никаких твердых доказательств абортивного действия оральных контрацептивов[8][14]. В конце статьи на эту тему врачи задают риторический вопрос, уместно ли рассматривать гормональные контрацептивы абортивными на основании только теоретических предположений, не подкрепленных эмпирическими подтверждениями, создавая этим ненужную враждебность и разделение среди врачей и пациентов, которые уважают жизнь с самого зачатия. Авторы публикации оставляют выбор личной совести и ответственности каждого христианина в свете совета апостола Павла в Послании к римлянам[14].

 

Ряд других врачей Американской ассоциации акушеров и гинекологов в защиту жизни не солидарны с позицией об отсутствии оснований для утверждения абортивного действия гормональных контрацептивов[15]. В связи с этим противоречием между специалистами ассоциация сделала дополнительное разъяснение: "В настоящее время мы считаем, что каждый отдельный врач должен оценивать доступную информацию и затем следовать руководству его или ее совести в этом вопросе. ... Сейчас мы не достаточно продвинулись для оценки оральных контрацептивов (или даже внутриматочных устройств) ... мы оказываемся в ситуации, когда приходится использовать предположения, дедукцию и догадки..."[8].

Индивидуальная совесть

Распространенным взглядом среди современных протестантов является вера, что вопрос о том, использовать ли контрацепцию, и какие методы выбрать, является делом совести каждой христианской пары, и что каждая пара должна быть убеждена в собственном разуме, что является допустимым для них лично. Такой взгляд основан на словах апостола Павла в 14 главе Послания римлянам, где говорится о разном отношении к чистому и нечистому (заимствованным у древних иудеев представлениях) среди верующих в ранних христианских общинах. Апостол Павел советует в этой связи, чтоб каждый поступал по своей собственной совести, не осуждая того, кто поступает иначе.

 

Многие протестанты верят, что у Бога есть личные отношения с каждым отдельным христианином, и о каждом у него есть свой план. Многие современные протестанты считают, что, поскольку Бог не оставил явной заповеди касательно контроля рождаемости, он может по-разному направлять каждую отдельную пару, и каждая отдельная пара вправе решать самостоятельно в молитве, как контролировать рождаемость.

Консервативная часть протестантизма

Основная статья о взглядах консервативной части протестантизма: Взгляды на контрацепцию консервативных протестантов

 

Наиболее активная дискуссия о возможности применения контроля рождаемости и о допустимости его отдельных методов проходит с участием протестантов-евангеликов, в большинстве случаев являющихся социальными и богословскими консерваторами. Существует небольшое число крайних консерваторов, которые продолжают отвергать допустимость контроля рождаемости и встречают возражения других консервативных протестантов. Существует некоторая группа консервативных протестантов, которые по образцу католического учения считают допустимой только естественную контрацепцию. На общем фоне протестантизма число таких протестантов невелико. Многие консервативные протестанты допускают искусственный контроль рождаемости при условии отсутствия абортивного действия применяемых методов. 

Список использованной литературы

[1] Christianity and contraception / BBC (bbc.co.uk/ethics/, bbc.co.uk/religion)

[2] Contraception / The Church of England (web-site churchofengland.org)

[3] Birth-control / Encyclopædia Britannica

[4] Marian Rengel. Encyclopedia of Birth Control. - Greenwood, 2000. P. 182

[5] Robert Jütte. Contraception: A History. - Polity, 2008 (the english translation). P. 197

[6] Raymond C. Van Leeuwen. "Be Fruitful and Multiply": Is this a Command, or a Blessing? - Christianity Today, 2005 

[7] James B. Jordan. The Bible and Family Planning: An Answer to Charles Provan's "The Bible and Birth Control". - Contra Mundum (Fall 1993, no. 9): 2–14

[8] Oral Contraceptive Controversy / American Association of Pro Life Obstetricians and Gynecologists

[9] Contraception and abortion / BBC. Ethics guide (bbc.co.uk/ethics/)

[10] New Birth Control Label Counters Lawsuit Claim / The New York Times (26.11.2013)

[11] Alcorn, Randy. Does the Birth Control Pill Cause Abortions? - Eternal Perspective Ministries, 2007

[12] Focus on the Family. Birth Control Pills and Other Hormonal Contraception (2012)

[13] William R.Cutrer, Sandra L. Glahn. The Contraception Guidebook: Options, Risks, and Answers for Christian Couples. - Zondervan, 2005

[14] Hormone Contraceptives Controversies and Clarifications / American Association of Pro Life Obstetricians and Gynecologists (Authored by four Christian ProLife Obstetrician-Gynecologists April,1999) 

[15] Birth Control Pill: Abortifacient and Contraceptive / American Association of Pro Life Obstetricians and Gynecologists (William F. Colliton, George Washington, ect.)

7 декабря 2016